Меню
17+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

05.09.2018 10:11 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Наш Лев Толстой

Автор: Людмила Сикорская

Роза-Афанасия Юрьева-Скутина: история корреспондентки Льва Толстого. Наверное, про эту женщину можно было бы написать книгу, или снять фильм, а еще лучше – сериал. Потому, как судьба этой эмансипированной уроженки села Хайдук изобилует массой впечатляющих событий, которых хватило бы, кажется, не на одну жизнь.

Она дважды выходила замуж, переписывалась с графом Львом Николаевичем Толстым, писала стихи и пьесы, приговаривалась к смертной казни, и осталась жива. Удивительная жизнь удивительной женщины… Впрочем, судите сами.

«Плечи — сахар, руки белые, да работушка томит».

Родилась Афанасия Семеновна в 1879 году в селе Хайдук Шогринской волости в обычной крестьянской семье. Отец ее слыл на всю округу мастером – «золотые руки», да только быстро сгубило его дурное пристрастие к водке. В одной из пьяных драк получил он смертельные ранения. Маленькую Афанасию «пригрел» родственник отца – двоюродный дед, хозяин деревенской лавки Иван Яковлевич. Афанасия трудилась в лавке, а еще – училась, лавочнику нужен был свой бесплатный писарь и счетовод. Учиться ей нравилось, особенно – любила читать книги, которые поглощала одну за другой. Вскоре сыскался ей жених – приказчик из лавки торговца Черенкова – Василий Скутин. От него получила Афанасия свою первую фамилию – Скутина. Наверное, уже тогда открылся в ней поэтический дар. Чувствуя свою непохожесть, обособленность, написала как-то самодеятельная поэтесса:

Чем же хуже, что крестьянкою
Я на свете рождена,
Миловидней и дороднее
Любой барыни была.
Плечи – сахар, руки белые
Да работушка томит.
От работушки тяжелой
Рано спинушка болит.

Было в этом стихотворении, под названием «Доля крестьянки» и описание, как тяжела крестьянская работа, и о том, как журит молодуху свекровь, да попирает в правах муж. В общем, вышло, как-то по — некрасовски.

Василий же Скутин страдал тем же недугом, что и отец Афанасии, и в пьяном угаре не раз поднимал руку на молодую жену. Потом и вовсе уехал в Сибирь на заработки. На селе смеялись – «грамотейку муж бросил». Но Афанасия не унывала, выдержала и это, оставшись одна, с маленьким сыном на руках. У фельдшерицы в волосной больнице перечитала литературу по медицине. Затем – поступила на курсы медсестер. А тут и началась русско-японская война.

Красный крест

Да, наша героиня не зря осваивала премудрости сестринского дела. В 26 лет она добровольно пошла в медсестры, оставив сына на попечение свекрови. Попала в госпиталь, перевязывала раны, выхаживала больных. В январе 1906-го года награждается крестьянка Скутина медалью Красного Креста. До сих пор в архиве Артемовского исторического музея хранится свидетельство об этой награде. Вернувшись в Хайдук, предприимчивая крестьянка развертывает торговое дело, доставшееся ей-таки по наследству от двоюродного деда. А еще – принимает мужа, вернувшегося из Сибири домой . Принимает, а куда деваться? Но поиск счастья наша героиня не прекращает. Прочитав сочинение Льва Толстого «В чем счастье?», Афанасия решает – вот кто ответит ей на вопрос о смысле жизни. Конечно Толстой! И она отправляет ему письмо.

«Советую вам бросить занятия сочинительством»

В середине октября 1906-го посылает Афанасия Скутина свое первое письмо Толстому. «Много я слышала и читала про Вашу доброту и великодушие, и вот, осмеливаюсь писать вам…», — начинает она письмо. Далее она повествует о том, как «хочется просвещения, я не могу выносить окружающей меня среды, мне тесно здесь. У меня есть задатки писать, но я не могу выложить на бумаге мои мысли, потому что мало развита. Прошу Вас, Ваше сиятельство, дайте мне свету, …мне нужен свет науки. Укажите мне правильный путь, Бог наградит Вас за это. Вот Вам мои сочинения в стихах… Будьте милостивы, прочтите и скажите мне истину – есть ли у меня задатки писать или нет». К письму Скутина приложила четыре своих стихотворения: «Доля крестьянки», «Работница», «Сентябрь», «Средь шумной столицы». Ответ от Толстого пришел неожиданно скоро – в ноябре. Но, увы… такой ответ наверняка разочаровал бы самого убежденного оптимиста. «Стихи ваши нехороши и по форме, и по содержанию. Все это давно сказано и пересказано, и более искусно. Советую вам бросить занятия сочинительством», — рекомендовал Лев Николаевич. А еще советовал Скутиной «и сына не выводить из крестьянской среды, крестьянская среда гораздо лучше и почетнее среды ученых». В нагрузку к письму высылал писатель для крестьянской поэтессы пять книг: «Мысли мудрых людей», «Мысли о воспитании и обучении, собранные В. Чириковым», «Сказку об Иване-Дураке», «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца» Т. Бондарева и «Религиозных отщепенцев» А. Пургавина.

Какими же чувствами переполнилось сердце Афанасии Скутиной, получившей долгожданное письмо от обожаемого писателя? Остается только догадываться. Известно только, что она посылала еще два письма графу. В них она благодарила Толстого за присланные книги, за оказанное внимание. Вот только остались они без ответа. Очевидно, Лев Николаевич посчитал, что уже сказал все, что думал. Наверняка такой расклад дел поколебал бы уверенность любого человека. Но Афанасия Скутина была не робкого десятка.

Красная Роза

Октябрьская революция 17-го года стала для нее глотком долгожданной свободы, стихией, в которой Скутина нашла свое место и призвание. Она становится первой в своей деревне красной делегаткой, агитатором новой идеологии. Далеко не все понимали и одобряли ее, но для Афанасии важнее были собственные убеждения. В гражданскую войну Скутина добровольно вступила в ряды красной Армии, стала разведчицей Восточной дивизии, базировавшейся на станции Егоршино. Был случай, когда узнав о готовившейся операции со стороны белых, Афанасия решила предупредить красноармейцев и проскакала нам коне от Хайдука до Егоршино, рискуя быть обнаруженной и убитой. Но однажды все-таки белым удалось поймать агитаторшу. Ее приговорили к смертной казни. Но потом заменили смертную казнь поркой и пытками. Фактически после этого она стала инвалидом. Но ничто не сломило гордую Афанасию. Она ловко скакала на коне, отлично владела револьвером, смело и безоглядно выступала в роли разведчицы. В ноябре 1919 года Скутина вступила в РКП(б), а уже в следующем году участвовала в екатеринбургской губернской конференции от Ирбитского уезда. А еще – несмотря на кипучую деятельность по преобразованию жизни на селе, Афанасия не забыла, что она – женщина, о своей личной судьбе. К этому времени Скутина была свободна от уз брака. Поэтому, встретив на жизненном пути питерского рабочего, партийца Илью Юрьева, она становится его женой. Вскоре на свет появляется младший сын Афанасии – Владимир Ильич, названный так, как вы догадываетесь, в честь Ленина. В тот же день Афанасия и сама переименовалась в Розу. Прототипом для нового образа стала легендарная Роза Люксембург. С тех пор Юрьеву называли не иначе, как «Красная Роза».

Барышня-крестьянка

В советское время «Красная Роза» «расцвела» пышным цветом. Вместе с мужем Роза Юрьева приехала в деревню Семенчи организовывать колхоз и новую жизнь. Активная женщина и здесь преуспела – при ней в деревне появилось радио, открылся пошивочный цех, возникла художественная самодеятельность. Доподлинно известно, что на деревенской сцене ставились пьесы Юрьевой – «Леон-подкидыш», «Пасхальная свечка». Не прекратила сочинительства «Красная Роза», не вняла советам Толстого. Хорошо это или плохо? В любом случае – нестандартно. В годы Великой Отечественной войны она организовала пошив одежды для фронтовиков, среди которых оказались и ее сыновья, ее внуки. Роза Юрьева не дожила до Победы всего несколько дней. Обидно! Хотя, почему обидно? Ее земная жизнь была настолько насыщенной, вместила в себя столько событий и переживаний, что хватит на написание не одной статьи, не одной книги. Так зачем же сожаления? Нет, она была яркой представительницей своего времени, своего столетия, сделала головокружительную карьеру от крестьянки до советской «барышни» и оставила нам пример своей жизни, глядя на который, мы до сей поры удивляемся и восхищаемся.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

12