Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Ложка-ложечка резная Сергея Григорьева

Автор: Людмила Сикорская
Научный сотрудник Артемовского исторического музея

«Ложка-ложечка резная» — художественная резьба по дереву мастера Григорьева Сергея Евгеньевича. История о том, как в Артемовском появилась необычная коллекция резных ложек, или — От ремесла к искусству.

Сегодня Артемовский музей с гордостью представляет выставку резных ложек мастера Сергея Григорьева. Автор выставки на протяжении нескольких лет создает собственную коллекцию ложек из березы, липы и ореха, красного дерева, дуба, осины и других пород древесины. Ручки ложек украсили затейливые узоры – славянские и западноевропейские мифологические мотивы, растительный и животный мир, фигуры людей. Русалки, птицы, змеи переплетаются в причудливых орнаментах, возникают образы шахматной королевы, античной красавицы и средневекового ученого-монаха. И даже такой трюк, несомненно привлекающий внимание посетителей — ручка деревянной ложки, завязанная узлом. Ложки тонированы различной по цвету морилкой – от светлых и красноватых тонов до полностью темных оттенков, порой покрыты позолотой. Черпаки ложек имеют различную форму – овальную, круглую, чашеобразную. Идет и отсылка к мотивам древнерусских черпаков, некоторые формы которых напоминают нам изделия наших далеких предков – славян. Мастер создает целые серии резных ложек в своей коллекции. В них хорошо просматривается отсылка к древним образам славянского искусства, в тоже время мастер привносит и современные мотивы в свои изделия. Рассмотрим некоторые из них. Серия «Русалки». Как известно, русалки – морские и речные девы в мифологии различных народов. Выплывают на поверхность воды под вечер, заманивая своими прекрасными песнями и речами путников в омут. Большой русалочий праздник – Купала. В эту ночь русалки веселятся, танцуют, водят хороводы с Купалой и Костромой. У славян название «русалка» происходит от слова «русый», что означает на древнеславянском «чистый», «светлый». Возможно, поэтому, ложки с ручками в виде русалок выполнены из светлой древесины березы и осины и почти не тронуты морилкой, а лишь покрыты лаком. Тугие изгибы русалочьих тел задают общий ритм композиции ложек, вплетая сказочные мотивы и украшая рукоятку. Серия «Птицы». В серии представлены совы, орлы, жар-птица, золотой гусь. Славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. В мифологии и русском фольклоре можно найти много песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. О роли птиц в народном творчестве и повседневной жизни народа можно говорить очень много. Птиц принимали некогда за общепонятный поэтический образ, под которым подразумевали ветры, облака, молнии, солнечный свет — стихии, которым приписывали свойства птиц, поразивших человека быстротой полёта и силой, и наоборот: с птицами олицетворяли мифические представления, заимствованные из явлений природы. Человеческая фантазия создала и птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури. Птицы часто противостоят злым силам, стерегут границы родной земли, указывают дорогу и предрекают погоду. Сова — с давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины (а именно — домовый сыч). По одной из христианских традиций, сова символизирует мудрость Христа, которая проявляется среди первозданной тьмы. Считалось, что совы владеют силами, которые недоступны другим животным. Это одна из причин того, что они были неотъемлемыми спутниками волшебников и знахарей. Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой, залесской барыней Ульяной Степановной. Мастер –резчик Григорьев любуется красотой птицы, детализировано передает ее оперение, оттеняет темной морилкой таинственный пристальный взгляд ночной хищницы. Орел — любимыми и главнейшими воплощениями бога-громовика были орел и сокол. Орел в славянской народной традиции является символом небесной (солнечной) энергии, огня и бессмертия, а потому в языковых картинах россиян и украинцев орел содержит характеристику "быстрого, смелого, отважного человека". Древние славянские мифологемы несли такой сильный заряд положительной коннотации, который не исчез на протяжении тысячелетий. У восточных славян орел, летающий над войском, предвещал ему победу. Сегодня орел — традиционный символ государственной власти. Его изображения украшают гербы и монеты. В работах мастера он предстает двуглавым, украшая ручку ложки и придавая ей торжественный и парадный вид. Жар-птица — в восточнославянской мифологии чудесная птица. Жар-птица является целью исканий различных героев русских сказок. Добывание жар-птицы сопряжено с большими затруднениями и составляет часто одну из главных задач русских сказок. Это птица, перья которой обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Каждое перо ее так чудно и светло, что ежели принести его в темную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч. Золотая окраска Жар-птицы, ее золотая клетка связана с тем, что птица прилетает из Тридесятого царства, откуда происходит все, что окрашено в золотой цвет. Видимо, помятую об этой традиции, Сергей Григорьев выполняет ложку с жар-птицей из золотистой древесины березы, покрывая ее для дополнительного блеска лаком. Жар-птица лаконично и выразительно украшает ручку ложки, символизируя связь с древними славянскими традициями. Золотой гусь – не только фольклорный герой славянско-германского происхождения, герой сказки братьев Гримм или русского варианта сказки «Утка с золотыми яйцами», но и образ, искусно воплощенный в резной ложке, ведь недаром множество славянских деревянных ритуальных ковшей и братин было выполнено в форме водоплавающих птиц – утиц. Серия «Старцы». Образ Старца с древних времен связывается с достижением наивысшей мудрости, с постижением глубоких духовных тайн. Особую трактовку образ старости находит в уникальном явлении православной культуре – старчестве. В этом явлении старость рассматривается, прежде всего, как возраст достижения высшей степени духовности. В христианском образе святого старца заложена внутренняя программа и внутренняя возможность для каждой личности – достижения ее наивысшего потенциала. В работах Сергея образ старцев трактуется от христианского инока до старика-нэцкэ, на ручке одной из ложек красуется васильевский «Старик с филином». В каждом таком изделии ремесло ложечника превращается в искусство резчика- скульптора, под резцом которого оживает высокодуховный образ. Как тут не отметить тот факт, что в свое время Сергей занимался созданием икон в технике мозаики из цветного стекла. Серия черпаков. В коллекцию мастера Григорьева входит и множество резных, ажурных, «старинных», «Славянских» черпаков. Сергей черпает вдохновение для их создания, обращаясь к исконным традициям славянского искусства. Ковши – черпаки служили нашим предкам для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Чаще всего их изготовляли ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Григорьев, поддерживая древние традиции, придерживается архетипа черпака и изготавливает их с почти вертикально поставленными, идущими от донышка, порой многоярусными рукоятями, украшенными сквозной резьбой. Или напротив, очень лаконично и просто, любуясь красотой древесины, использует минимум дополнительных средств типа морилки и лака. Другие мотивы. Помимо славянских мотивов, Сергей Евгеньевич обращается в своем творчестве и к образам из европейской мифологии. Это и драконы, и единорог, и античная красавица. Часто предметом вдохновения может стать живопись и скульптура, мелкая пластика (например – нэцкэ, шахматные фигуры). Все это богатство Сергей создавал в течение шестнадцати лет. Пристрастился к работе с деревом с той поры, как стал работать плотником в ВДЧ на железной дороге. Художественные же таланты проявились рано: рисовал уже в армии, стал сначала ротным, а затем – и полковым художником. После — окончил Областную художественную школу, работал 10 лет художником-оформителем в клубе АКСК. Став плотником, резал ложки, именно к ним испытывая особую любовь, украшал ими свою кухню. «У меня на кухне — свой выставочный зал», — говорит мастер. Не мудрено, что именно эта коллекция стала главным дизайнерским решением интерьера Григорьева. Кроме резьбы по дереву, Сергей Евгеньевич пишет картины маслом, создает иконы из стекла в технике мозаики, занимается изготовлением резных рам для картин, плетет макраме и занимается чеканкой. В общем – мастер на все руки, человек увлеченный искусством. Выставочная деятельность. С 2002 года Григорьев — участник выставок на День города Артемовского, День города Екатеринбурга, коллективных выставок в Артемовском историческом музее, Июнь-август 2012 года – персональная выставка в Артемовском историческом музее «Ложка, ложечка резная». Сентябрь-октябрь 2012 г. – региональная выставка-конкурс резчиков по дереву «Многоликое дерево» в рамках проекта «Традиционные ремесла Урала» в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала (г.Екатеринбург). 2018г. – участие в конкурсе «Города мастеров» в рамках «Ирбитской ярмарки-2018». В 2020-м году выставка "Ложка-ложечка резная" побывала и в музее села Арамашево. Сергей, как истинный творец – человек щедрый, а потому спешит поделиться своей радостью и сотворенной красотой с другими людьми, со зрителями. Соблюдая традиционные каноны ремесла, превращенного, благодаря опыту и вдохновению, в искусство, обращаясь к истокам русской культуры и славянской мифологии, он в то же время привносит новаторство, используя современные мотивы и технические приемы, сохраняет и приумножает древнее искусство деревянной резьбы.

Сергей Григорьев в музее.
С.Е. Григорьев. Многоликое дерево. Выставка в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала.
С.Е. Григорьев С. Многоликое дерево. Центр традиционной народной культуры Среднего Урала.
СЕ. Григорьев. Ибит. Работы на конкурсе Ирбитской ярмарки-2018.
С.Е. Григорьев на выставке. «Покровский рубеж.»
СЕ. Григорьев. Благодарственное письмо.
СЕ. Григорьев. Благодарность.
СЕ. Григорьев. Диплом участника.
Григорьев С.Е. «Ирбитская ярмарка-2018».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

33