Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

01.04.2020 20:19 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Юрий Сизов: Работа с глиной — процесс интерактивный

Автор: Людмила Сикорская
Научный сотрудник Артемовского исторического музея

Уважаемые читатели! 2020 год объявлен в России Годом народного творчества. На страницах нашей газеты мы хотели бы в течение года знакомить вас с мастерами прикладного искусства – знаменитыми и неизвестными, дипломированными профессионалами и народными самородками. Но главное, что их объединяет – желание творить красоту своими руками на радость людям.

Юрий Сизов – профессиональный художник и керамист делится тайнами работы с глиной и философскими размышлениями.

И как всегда – все начинается в детстве. Юрий Викторович вспоминает, что учась в школе, в селе Конево, Невьянского района, он неплохо рисовал, а его школьный учитель заметил – «Наверное, художником будешь». На худграф в Нижнетагильский педагогический институт поступил легко, тем более, что ему, деревенскому парнишке были льготы. Его дипломная живописная работа с группой молодых людей на природе(среди которых замечены даже флейтист и гитарист), размером два на два метра красовалась на ВДНХ на выставке художественно-графических факультетов СССР в 1978 году. Серьезными вехами в его творчестве стали выставки в Тюмени, Тынде, Иркутске, Нижнем Тагиле.

Но все же, больше он прославился в Артемовском как мастер керамики.

- Юрий Викторович, отчего занялись именно глиной?

- Не знаю, чем я тут увлекся раньше – глиной или телесно ориентированные практиками. Тактильность… Слышали ведь такое слово? А проприорецепторы? Это старые, ну или родословные, как память, рецепторы. Это ощущение мира через тело, через прикосновения. Глина – очень сложный материал, физические затраты на нее очень большие.

- А вы ведь вели студию для детей «Живая глина» в лицее. Как все начиналось?

- Это было дополнительное образование при лицее. Мне позвонили из Управления образования и предложили на полставки вести студию. Вел я ее 17 лет! Представляете? Сам доставал и выбивал оборудование. Программа была рассчитана на три года – от простого (свистульки, коробочки, чашечки) к сложному. С 2005 года с легкой руки Натальи Юрьевны Воробьевой узнали о всероссийском детском фестивале-конкурсе народных промыслов и ремесел «Данилушка». Участвовали с той поры раз пять и всегда брали первые места, привозили дипломы.

- Скажите, а в чем трудности, тонкости и радости работы с глиной?

- Работа с глиной – процесс интерактивный. Процесс тишины души. Погружение в самого себя, начинает работать парасимпатика- человек расслабляется. Ребенок, который работает с глиной переходит в состояние умиротворения и покоя. Уходит состояние страха.

- Известно, что вы изучали в свое время восточную философию и психологию, нетрадиционные методы оздоровления.

- Да. Это же началось в 90-е годы, когда с нас сдернули корочку наивности. Мы не знали мира, а мир развивался по другим законам. Люди стали изучать йогу, мы тоже были захвачены этим. Интуитивно тянуло туда. Рефлекторно. Но надо было общаться с мастерами, мы мало тогда имели возможностей…

- Ваши теперешние планы и творчество?

- У меня дома есть интересные керамические работы, например, посвященные Бажовским сказам. Но сейчас я занимаюсь рыбалкой, лечением, отдыхом на Севере, езжу с друзьями на снегоходах.

- Не жалеете, что сейчас не занимаетесь керамикой?

- Нет. Закончив с ней, я освободил место для чего-то нового. Сейчас я тоже занимаюсь тем, что нравится и получаю удовольствие от жизни.

- Это прекрасно. Сейчас проходит музейная выставка работ ваших бывших студийцев в Центральной районной библиотеке – «Живая глина». Давайте прогуляемся туда и посмотрим их.

- А давайте!

Мы отправляемся на выставку, где в витрине представлены керамические работы лучших учеников Сизова. Он без особого напряга вспоминает их имена. Хотя прошло довольно много времени. А сами работы какие…Залюбуешься! Тут и библейские мотивы – лаконичная и выразительная композиция «Бегство в Египет»- Мария с младенцем Христом и Иосиф на крошечной лодке; невесомые и чуть печальные ангелы; отдыхающий олень с ветвистым ажуром рогов; задорные козы с петухами в подмышках – народные свистульки и венец творения – пышное, в стиле рококо, пасхальное яйцо — просто оторвать взгляд невозможно. Помнится даже мне, что оно было не просто призером конкурса «Пасхальные радости», а взяло гран-при. И за всем этим стоит мудрый педагог и талантливый мастер-керамист Юрий Сизов.

Глинянный парень. Народная игрушка. Студия «Живая глина».
Египетская кошка. Керамика. Автор - Юрий Сизов.
Лао-цзы. Керамика. Работа Юрия Сизова.
Лель. Керамика. Работа Юрия Сизова.
Мастерская Юрия Сизова в Лицее.
Народные игрушки из глины.
Народная игрушка из глины - одно из направлений, по которому работал мастер Сизов.
Почти автопортрет из глины.
Работы учащихся студии «Живая глина».
Свистулька-коза - работа учеников Юрия Сизова.
Старовер. Керамика. Работа Юрия Сизова.
Стеллажи с работами учеников Сизова в его мастерской в Лицее.
Творческая работа в студии «Живая глина».
Ученики Юрия Сизова в его мастерской в Лицее.
Храм. Керамика. Работа стдии «Живая глина».
Храм. Работа студии «Живая глина».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

18