Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

13.10.2021 13:36 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Архитектурные стили Артемовского. Барокко.

Автор: Людмила Сикорская
Научный сотрудник Артемовского исторического музея

В Артемовском городском округе можно выделить несколько архитектурных стилей, связанных с определенными историческими периодами. Это тобольское барокко 18 века, кирпичный стиль начала 20 века, конструкитивизм индустриальной эпохи, сталинский ампир середины 50-х годов и архитектура 90-х, представленная творчеством архитектора Хвостенкова Сергея Ивановича.

Тобольское(сибирское барокко)

Барокко – от слова «барокк» – неправильной формы жемчужина. Стиль зародился в Италии 16 века. Для него характерны следующие черты- плоскости и объемы криволинейно перетекают друг в друга, части классического ордера вытягиваются, накладываясь друг на друга, скручиваются, изменяются пропорции, тяготеет к обильному декору и украшательству – лепнина, резьба, обилие скульптуры и прочее.

Тобольское или сибирское барокко соединило в себе изысканный барочный декор столичной школы с мощным выразительным силуэтом двухэтажного северного храма, построенного «кораблем».

В период расцвета барокко на Урале (40-70-е гг. XVIII в.) строительство храмов в большинстве случаев, если не было чертежа, велось строительными артелями по какому-нибудь известному образцу с внесением в него небольших изменений. Урал ощущал нехватку собственных квалифицированных кадров, поэтому сюда приглашались мастера с северо-востока России и из Тобольска

Церковь Георгия Победносца в селе Мироново.

В 1757 году была начата в деревне Мироновой постройка деревянной церкви в честь святого великомученика Георгия Победоносца, которая была окончена и освящена в 1759 году.В 1801 году церковь эта за ветхостью была разобрана и заложена вместо нея каменная, причем теплый придел ее во имя Георгия Победоносца был освящен в 1818 году, а холодный в 1835 году в честь Покрова Божьей Матери.

В архитектурном плане пятиглавая каменная церковь – образец «тобольского барокко», с характерным для него сплавом столичной и провинциальной архитектурных школ и традиций. Барабаны, на которых были установлены главки, украшали волюты замысловатых очертаний. Главы же куполов венчали изящные кресты. Нарядность церкви придавал и проходящий по карнизам здания арочный поясок. Арочные проемы церкви и колокольни были «забраны» узорчатыми решетками. «Окружал церковь зубчатый белокаменный забор, а с северной стороны располагалось кладбище, где более полутора веков хоронили священнослужителей местной церкви и состоятельных горожан»

В данный момент церковь Георгия Победоносца частично отреставрирована и в ней ведется служба.

Церковь Николая Чудотворца в селе Шогриш.

В 1804 году в селе Шоргиш началась постройка новой каменной церкви, строительство которой завершено было в 1830 году. Храм строился на средства прихожан. В 1871-1878 гг. колокольня и храм были перестроены, а в 1887 -1888гг. к колокольне приделана каменная паперть. Главный храм освящен во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского в 1831г. Правый придел в честь Казанской иконы Пресвятой богородицы. Левый придел во имя мучеников Флора и Лавра.

В архитектурном решении церкви чувствуются отголоски так называемого позднего барокко, об этом свидетельствуют такие архитектурные детали, как барочного вида главки, венчающие тонкие барабаны, сложного очертания волюты, фронтоны изысканных форм. Однако чувствуются уже и признаки стиля классицизма, с его простотой и строгостью членений. Старожилы села утверждали, что красавица николаевская церковь повторяла один из московских храмов. Трехпрестольная, с двумя боковыми приделами, церковь имела 12 глав и двенадцать колоколов.

Церковь Георгия Победносца в селе Мироново.

Церковь Николая Чудотворца в селе Шогриш.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

149