Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Памяти товарища Артёма. Штрихи к забытому портрету

Автор: Воробьева Наталья Юрьевна
Научный сотрудник музея

К 100-летию со дня трагической гибели Федора Андреевича Сергеева

24 июля 2021 года в истории нашего города и страны — особенный день: 100 лет назад не стало Артема, «профессионального революционера, талантливого организатора масс, видного большевика», как пишут словари. Об Артёме нам каждый день напоминает памятник работы скульптора Анатолия Ивановича Клюева, что на улице Комсомольской, установленный в ноябре 1966 года.

Скорбная памятная дата — не только дань уважения яркой личности, но, безусловно, повод для размышлений, воспоминаний. Может показаться: за 100 лет советской и постсоветской истории исписаны сотни трудов, созданы художественные произведения, пьесы, фильмы и уже всё известно. Однако, именно по прошествии долгого периода, возникает ощущение, что информация о нашем «герое» сознательно неполная, а историки ещё, возможно, дадут настоящую оценку его заслугам.

Мы же, пользуясь возможностью печатного слова и музейного языка, хотим напомнить жителям и гостям города некоторые штрихи к забытому портрету товарища Артёма.

Начало

Родился в крестьянской семье (с. Глебово, Курской губернии, Фатежского уезда) в1883

году. Детство провел в рабочей среде, отец выполнял строительные подряды, и семья переезжает в Екатеринослав. Учеба в реальном училище, первые революционные впечатления.

В 1901 году Федору удается поступить на механический факультет Московского Высшего Императорского Технического училища (ныне имени Баумана), кстати, до сих пор одного из самых престижных учебных заведений в России. Жаль, но учебе помешало участие в студенческих волнениях – отчисление и первый арест.

В 19 лет он вступает в ряды социал-демократической партии и выезжает за границу. Оказавшись в Париже, Сергеев близко знакомится с семьей известного исследователя и ученого Ильи Мечникова, «находит у него приют», учится в школе общественных наук, а вечерами получает знания по артиллерии и другие военные секреты, которые очень пригодятся чуть позже, во время вооруженного восстания в Харькове периода первой русской революции. В январе 1905 года филеры докладывают о революционере по кличке «Артём» и характеризуют его: «По виду рабочий, в действительности интеллигент…ведение наружного за ним наблюдения невозможно…Отличаясь способностью убедительно говорить, пользуется большим расположением рабочих». За поимку Артёма полиция предлагает полторы тысячи рублей!

Урал

По заданию своих коллег командирован на Урал, где организует городские, окружные, областные конференции, являясь членом Уралобкома и Екатеринбургского комитета РСДРП. Во многом, благодаря настойчивости Артема, рабочая курия Урала посылает в Государственную Думу только большевиков.

Арест

На оправдание надежд мало. После длительного тюремного заключения в конце 1909 года Артём отправлен на пожизненное поселение в Иркутскую губернию (Киренский уезд) на Ангару. Здесь он корчует лес, косит, чинит мосты по дороге в Усть-Илимск и … готовится к побегу.

В августе 1910 года он совершает долгожданный побег в сторону Китая: 160 верст (!) по тайге пешком и на лодке, затем по железной дороге до Харбина «зайцем», далее через Дайрен, Нагасаки, Шанхай. И здесь он создает коммуну из русских, которые вместе копят деньги для отъезда на «пятый континент» — рай для эмигрантов.

Шестилетние скитания в Австралии

Биг Том, таково его австралийское прозвище, обладая хорошей физической закалкой не боится самой тяжелой работы: чернорабочий на железной дороге и на сахарных плантациях, докер в порту, лесоруб, взрывник. Он снова в лидерах у рабочих, уже в декабре 1911 года — он избран председателем Союза русских эмигрантов. Его хватает на всё! Он разрабатывает уставные документы, выписывает книги из России и создает передвижные библиотеки, кассы взаимопомощи, устраивает вечера с танцами, песнями, содействует подготовке театральных представлений, пишет воззвания, читает книги Л.Толстого, Горького, Бебеля, изучает английский язык, переводит на русский — труд М. Кларка «История австралийской каторги», выступает на митингах.

С 1912 года выходит газета «Эхо Австралии», где сначала он — единственный работник

(автор, корректор, рассыльный газеты, организатор переписки с читателями), затем появляется газета «Рабочая жизнь» и другие (взамен запрещенных).

В эти же годы Артем женится, принимает австралийское гражданство, а после Февральской революции в России снова начинает готовиться к возвращению на Родину. Жена отказывается ехать в «дикую Россию» и остается в Австралии. Сергеев же, нанявшись на английский пароход, отправляется в Шанхай, а потом добирается до Владивостока (благо, путь уже знаком).

Снова в России

В июле 1917 года он уже в Харькове, в октябре 1917 — в Петрограде, а в декабре – под руководством Сергеева в Харькове была установлена власть Советов, происходит романтическая встреча с Лизой Репельской, будущей женой …

Артем вносит большой вклад в организацию обороны юга страны. Он считает необходимым превратить Донбасс в крепость, организует партизанские отряды, занимается снабжением, подготовкой командиров, руководит военными операциями.

В момент отступления советских отрядов, под напором германских войск, Ф.А.Сергеев организует эвакуацию Луганского патронного завода, спешит вывести железнодорожное имущество и решительно противится идее разрушения всего оборудования Донбасса, дабы не оставлять его врагу. Таким образом, Донбасс уцелел!

Головокружительная карьера

Артём — организатор и председатель Донецко-Криворожской республики, член Реввоенсовета и Временного рабочее-крестьянского правительства Украины, народный комиссар агитации и пропаганды Украины.

В августе 1920 года Артём в составе делегации Украины принимает участие во 2-ом Конгрессе Коминтерна. Не возвращаясь домой, он едет в Западную Европу, как представитель от профсоюзов, посещает Норвегию, Германию, Чехословакию, а вернувшись, становится секретарём Московского комитета РКП (б), членом Совета труда и обороны.

В начале 1921 года проходит съезд горняков. Артем посещает Макеевку, Дебальцево, Юзовку, спускается в шахты, знакомится с условиями работы и возглавляет ЦК Союза горнорабочих.

Именно в этот период Артём становится на сторону Ленина во время дискуссии о профсоюзах, выступает против Троцкого и «рабочей оппозиции», мечтает о Красном Профинтерне, который должен объединить шахтеров всего мира.

О дружбе

Артем ценил дружбу. Познакомившись с семьей выдающегося микробиолога Ильи Мечникова, поддерживал эти контакты, переписывался с Екатериной Феликсовной Мечниковой, даже находясь в тюрьме. Был верен дружбе с Климом Ворошиловым, симпатизировал Кирову.

Артёма высоко оценивал В.М. Молотов: «Он был единственным среди нас, кто был и рабочим, и интеллигентом». (Свободно владел английским, немецким и французским языками).

Особое место в этом ряду следует сказать о Сталине. Они познакомились в 1906 году, на 4-м съезде партии большевиков, а после долгого перерыва, только в 1917 году, увиделись вновь. «И все это время продолжалась их верная, глубокая, самоотверженная дружба», — говорит Артем Федорович Сергеев (сын). Супруга Артема – Елизавета Львовна была дружна с женой Сталина, Надеждой Аллилуевой. «Они много времени проводили вместе, приходили друг к другу в гости». После смерти революционера, члены политбюро обсуждали на экстренном совещании вопрос «О судьбе семьи товарища Артёма», ответственным был назначен И.В.Сталин, который даже отчитывался перед своими товарищами по данному вопросу.

Сына товарища Артема Сталин взял под личную опеку, называл его ласково «Томиком», дарил подарки, был внимателен к ребёнку.

Аэровагон. Катастрофа

Еще в 1917 году немецкие инженеры пытались использовать пропеллер на железнодорожном транспорте.

В 1921 году российский изобретатель-самоучка (в некоторых источниках – инженер) Валериан Иванович Абаковский сконструировал аэровагон. Аэромотовагон представлял собой дрезину с авиационным пропеллером, приводившуюся в движение бензиновым мотором. Потребляя незначительное количество горючего, вагон развивал громадную по тем временам скорость (до 120-140 км/час). Абаковский был шофером (механиком) Тамбовского ЧК, и при содействии чекистов аэровагон был построен в вагонных мастерских. Предполагалось использовать его «для обеспечения поездок руководителей партии и правительства».

Летом 1921 года в Москве проходил 3-й Конгресс Коминтерна. 23 (24) июля 1921 года делегация в количестве 20(22) человек выезжала в Подмосковье для ознакомления с работой угольного бассейна. На обратном пути, примерно в 104 верстах от столицы, недалеко от Серпухова, аэровагон сошел с рельсов (в некоторых источниках – натолкнувшись на камни, лежащие на железнодорожном полотне). Погибли: товарищ Артём, конструктор Валериан Абаковский, а также зарубежные коммунисты, делегаты Конгресса Коминтерна – Оскар Гельбрих, Отто Штрупат (Германия), Вильям Джон Хьюлетт (Великобритания), Иван Константинов (Болгария); умер от ран Джон Фриман (США-Австралия).

Все они были захоронены у Кремлевской стены с почестями.

Поэт Егор Полянский, автор поэмы «Товарищ Артём», пишет: «Я все время возвращался к нелепой случайности, оборвавшей жизнь Ф.А.Сергеева. … Артём живо интересовался техническими новинками. Он не только помогал инженерам и изобретателям, но и сам, по свидетельству жены, имел несколько патентов на свои изобретения».

Артем Федорович Сергеев (сын) о катастрофе: «Как говорил Сталин, если случайность имеет политические последствия, к этому надо присмотреться. Выяснено, что путь вагона был завален камнями. Кроме того, было две комиссии. Одну возглавлял Енукидзе, и она увидела причину катастрофы в недостатках конструкции вагона, но Дзержинский говорил моей матери, что с этим нужно разобраться: камни с неба не падают. Дело в том, что для противодействия влиянию Троцкого Артём, по указанию Ленина, создавал Международный союз горнорабочих за несколько дней до катастрофы. Троцкий в то время представлял очень большую силу: на его стороне были и значительная часть армии, и мелкая буржуазия. Сталин по тогдашней иерархии находился на пятом месте… Ленин тогда уже был безнадежно болен…»

Вместо послесловия

Валентина Астахова, доктор исторических наук, профессор, ректор Харьковского гуманитарного университета, длительное время изучала материалы, документы, касающиеся жизни Артёма, встречалась с очевидцами, лично его знавшими. Она защитила кандидатскую диссертацию и выпустила монографию об Артёме. Вот что она говорит об этом: «В 1990-е годы, когда писать о большевиках стало модно исключительно в негативном тоне, об этой монографии вспоминали зарубежные историки, оценивая её научное значение очень высоко. А подлинники документов, заверенные подписями авторов воспоминаний, я передала в Центральный государственный архив Октябрьской революции в Москве. И получила от руководства архива благодарность за собранные материалы.

Память — это то, главное, что сегодня нуждается в защите и сохранении».

При подготовке публикации использованы материалы из открытых источников.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

256