Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

20.04.2023 12:05 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Фрески церкви Вознесения Господня в селе Родники. Живая история - разбираем по деталям.

Автор: Людмила Сикорская
Научный сотрудник Артемовского исторического музея

Церковь была построена в 1906 году и освящена в честь Вознесения Господня. Вознесенская церковь, каменная, однопрестольная, перестроена из часовни.

Красивая стройная колокольня церкви до сих пор является архитектурной доминантой села Родники. В целом архитектура церкви выдержана в стиле классицизма, но не лишена элементов эклектики, учитывая дату постройки( так называемого «кирпичного стиля» « а-ля рюс»). О влиянии классицизма свидетельствуют стройные членения и лаконично исполненные детали здания – строгих очертаний карнизы, лопатки, тяги. Нарядность церкви придают многочисленные стрельчатые арочные проемы окон и дверей, а также фигурная кирпичная кладка, украшающая фризы и карнизы постройки.

Но, вернемся к фрескам.

Следует отметить, что не было (да и не могло быть) единой техники фрески, т. е. единой системы письма по сырому известковому грунту красками (колерами), разбавленными только водой или имеющими в своем составе то или иное количество гидрата окиси кальция (известкового теста или известковой воды). Эта техника, зародившись в глубинах античной культуры, затем была разнесена на весь регион культуры европейской, и естественно, что она за время своего применения разными народами и в течение значительного времени изменялась (модифицировалась). Вот способы приготовления известкового теста:

– кирпичную стенку водой мочили перед нанесением первого слоя грунта 5-6 раз, каменную – 1-2 раза;

– на кирпичную стенку левкас (грунт) клали толщиной в 2 пальца (оба слоя не более 3 см), чтобы грунт хорошо держал влагу и мало тянул ее из красочного слоя и из-под кисти.

На каменную – грунт клали более тонким слоем, так как сам камень холоден и влагу впитывал меньше;

– первому слою давали подсохнуть в течение 10-12 часов перед наложением второго – накрывки. Зимой первый слой клали вечером, второй – утром. Летом второй слой клали, как только провянет первый. Нередко второй слой клали и по совершенно просохшему первому, но сильно смоченному (не один раз) водой.

Белила для фрески по рецепту старых мастеров: из гашеной извести, известковое тесто месят и формуют из него лепешки, которые раскладывают на деревянном настиле и выставляют на несколько недель на солнце. Потом известковые лепешки измельчают, растирают с водой и фильтруют последовательно несколько раз через густое сито, пока полностью не будут удалены песок и более грубые частицы.

Раньше любой храм был своего рода «каменной Библией» для верующих, поэтому изображения в нем располагались в строгом иерархическом порядке, согласно христианскому учению.

В Вознесенской церкви не все фрески сохранились в хорошем состоянии, ибо время и вандалы разрушали их нещадно. И все же, то что осталось – радует глаз зрителей и по сей день. Видно, что в целом тут работал профессионал с академической манерой письма, но у него были помощники и их рука явно еще не так «набита» и отличается по манере исполнения.

Начнем, с центральной, алтарной фрески, расположенной в апсиде. Фреска включает в себя три фигуры. Насчет центральной все еще возникают споры, Но, очевидно, что это Спас  на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Крестителем. Удивительно, что именно его фигура написана не самым главным мастером, а вот две боковые – Богоматерь слева и Ионанн Креститель справа – в академической манере. Несмотря на то, что часть фрески отчасти стерлась, по сохранившимся фрагментам заметна тщательность в прописывании каждой детали. Вот почти стертое изображение Иоанна Крестителя, четко сохранилось только изображение ноги в сандалии, но, даже глядя на этот фрагмент, вспоминаешь другого Иоанна Крестителя – со знаменитого полотна русского художника Иванова.

Тона, полутона, светотень – из них соткан лик Богоматери на алтарной фреске. Перед нами живая женщина, испытывающая целую гамму чувств, присущих любой матери. Здесь уже идет речь о психологическом портрете. Даже если вы не христианин, то невольно залюбуетесь этими образцами фресковой живописи. Удивительный факт – Богоматерь в синем мафории (плате), а не в вишневом или красном, как обычно принято в иконографии образа. Этот цвет подчеркивает в данном случае ее девство и непорочность.

Фреска с Иоакимом. На одной из фресок почтенный старец Иоаким — отец Марии, молитвенно сложивший руки на груди, и устремивший взор ввысь. Взгляд его полон смирения и душевной силы, он весь – образец настоящего верующего.

Фреска с Марией Магдалиной. Недалеко от него – кающаяся Мария Магдалина – прекрасная грешница, уверовавшая во Христа. В ее руках – кувшин, очи полны слез, а распущенные волосы обрамляют круглое лицо, трогательно-непосредственное в своей чистоте и наивности.

А вот – архидиакон Стефан, первый христианский мученик, молодой и красивый юноша с пламенным взором и горящим паникадилом в руке утверждающим торжество своей веры. В руке его камень, символ его мученической смерти. Стефан — первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года.

Фреска со святой Анной Пророчицей. Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 лет, до его кончины. После его смерти праведная Анна проводила строгую благочестивую жизнь, "не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лк. 2, 37). Когда праведной Анне было 84 года, она удостоилась видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа, принесенного для посвящения Богу как первенца по закону Моисееву. Праведная Анна слышала пророческие слова святого Симеона Богоприимца, сказанные Пресвятой Богородице. Пророчица вместе со святым Симеоном славила Бога, говорила всем, что Мессия явился в мир (Лк. 2, 38).

Память праведной Анны Пророчицы приходится также на 3(16) февраля, когда она вспоминается с праведным Симеоном Богоприимцем в попразднство Сретения Господня,и поэтому часто в народе называется Анна Сретенская. В ее руках – свиток, на котором написаны слова о скором избавлении всех, живущих в Иерусалиме, встречается и другой вариант текста, в котором говорится о младенце, сотворившем небо и землю.

Фреска с изображением Равноапостольной княгини Ольги — правнучки Гостомысла, супруги Игоря, матери Святослава и бабки святого равноапостольного князя Владимира Великого.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена, происходила из рода Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде, родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье из династии князей Изборских.

В 903 году она стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами не пожелавшая выйти замуж вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси.

В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Ее поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь. Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы. На фреске она в короне, с крестом и свитком. Передан ее властный характер и твердая решимость в уверенном жесте, царской осанке и пристальном взгляде. Так что здесь есть моменты психологического портрета.

Фреска со святым Николаем Мирликийским. Правой рукой святой благословляет, а в левой держит Евангелие. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Образ строг и торжественен, выполнен плоско с тщательной пропиской всех деталей.

Фреска со святым Симеоном Верхотурским. Снаружи тулуп затертый и смиренная скромность, а внутри живая огненная вера, раскрывающая небеса. Взгляд ребенка – чистый и доверчивый, ведь Симеон и правда был чист перед Богом. Эту его смиренность и открытость прекрасно передал художник на фреске. И хотя испоганили снаружи фреску вандалы надписями, даже сквозь них глядят на нас его пронзительные глаза.

Фрески с другими святыми (среди которых читается с трудом Сергий Радонежский) фактически невозможно уже рассмотреть. Это очень печалит, но надежда на то, что все-таки когда-то сохранившиеся фрески могут быть реставрированы, не угасает.

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремия 29:11).

Архидиакон Стефан, первый христианский мученик
Архидиакон Стефан, первый христианский мученик
Сергий Радонежский
Фреска со святым Николаем Мирликийским
Фреска со святым Николаем Мирликийским
Фреска со святой Анной Пророчицей
Фреска с изображением Равноапостольной княгини Ольги
Фреска с Иоакимом
Фреска с Иоакимом
Фреска с Иоакимом
Центральная фреска алтарной части
Центральная фигура алтарной фрески
Иоанн Креститель(фрагмент)
Иоанн Креститель(фрагмент)
Фигура Богоматери (алтарная фреска)
Фигура Богоматери (алтарная фреска)
Алтарная фреска церкви Вознесения Господня
Святой Симеон Верхотурский
Святой Симеон Верхотурский
Мария Магдалина
Фрагменты интерьерной росписи церкви
Фрагменты интерьерной росписи церкви
Фрагменты интерьерной росписи церкви

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

177