Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

Свердловская область/Артемовский городской округ
18 апреля 2024, чт 2024.04.18 21:17:21
12+

Артемовский исторический музей

757

«Потому-потому, что мы — пилоты...»

Панов Н.А в начале службы.
Старченков И.С. Герой Советского Союза.

Добрый день, дорогие друзья!

Позвольте представить вам виртуальный проект Артемовского исторического музея «Потому-потому что мы пилоты», посвященный военным летчикам – нашим с вами землякам, Героям Советского Союза. Их у нас двое – Иван Сергеевич Старченков и Николай Афанасьевич Панов. А также мы расскажем о суровой романтике службы военных летчиков СССР во время Великой Отечественной войны.

Так уж вышло, что оба героя – уроженцы поселка Красногвардейского и оба прославили Родину своими славными подвигами, своим бесстрашным служением приблизили приход великой Победы над врагом. И оба погибли…

Они были очень разные, и в то же время оба бредили небом и самолетами. Эта страсть объединила их, как и место рождения. Оба выпускники аэроклубов и Чкаловского летного училища. Иван Старченков –летчик-штурмовик, летавший на Иле-2, Николай Панов – бомбардировщик, его боевая машина – Ил-4.

Иван Старченков – человек собранный решительный, с командирскими задатками, весь посвятил себя небу и служению Родины. Даже в его письмах мы находим строки о том, что он готов отдать жизнь, но не сдаться врагу. Очень находчивый и уверенный в бою- он служил примером для подражания другим летчикам. Ладно скроенный и фотогеничный, он мог бы стать героем киноэкрана.

Николай Панов – большой эстет, любитель театральных и кинопостановок, по возможности посещавший их в тех крупных городах, где ему приходилось оказываться по долгу службы. Интересные и подробные записи о службе и жизни летчиков он оставил в своем дневнике. Дома его ждала Шура. Им повезло, и они увиделись на Новый, 1943-й год. В последний раз…Десятидневный отпуск на родину был дан капитану Панову, как же это напоминает историю, рассказанную в кинофильме«Баллада о солдате»… Он был отличным стрелком, за что его экипаж удостоен звания «Снайперский».

Увы, оба не дожили до Победы…Старченков похоронен в Польше, в городе Кракове, не дожив чуть больше двух месяцев до Победы. Ему не успело исполниться 22 года. Панов – похоронен в Крыму, под Феодосией. На момент гибели Николаю было 25 лет. Снова приходят слова из песни «В полях за Вислой сонной лежат в земле сырой Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой». Но мы будем их помнить, не только принося цветы к их памятным плитам, а вспоминая их жизнь, пускай короткую, но такую яркую…

Элита армии

Лучшие советские лётчики-асы Великой Отечественной войны.

Летчики – это элитная часть армии любой страны. Если говорить об истории появления профессии, то это случилось в 1909 году, именно данную дату принято считать годом рождения военной авиации. На тот момент самолеты (соответственно, и военные летчики) работали в сфере разведки, но все резко изменилось в период Великой Отечественной войны.

Военный летчик является неотъемлемым членом военного самолета. В то же время следует иметь в виду, что профессия военного летчика, как и любая другая, обладает своими отличительными чертами и характеристиками. Однако такие свойства имеют не только положительный, но и отрицательный характер.

К преимуществам профессии можно отнести такие характеристики:

· уважение и престиж работы (военные летчики пользуются авторитетом в обществе);

· социальное обеспечение (как во время службы, так и после отставки);

· достойная заработная плата (материальное вознаграждение больше среднего по стране)

· активный карьерный рост и т. д.

К минусам профессии можно отнести:

· высокий уровень опасности и риска (в процессе выполнения своих обязанностей военный летчик рискует своим здоровьем и своей жизнью);

· постоянные переезды (они особенно сложно даются семье летчика);

· проживание в гарнизонах, которые могут находиться в самых отдаленных уголках;

· высокий уровень стресса и постоянное эмоциональное напряжение

В СССР подготовка летчиков начиналась в аэроклубе, затем – авиашкола первоначального обучения, училище, запасной учебный полк, тренировочный полк и, наконец, боевое подразделение. Программа подготовки была гибкой и приспосабливалась к обстоятельствам.

В первые дни войны немецкая авиация завоевала стратегическое господство в воздухе. В тяжелых оборонительных боях Красной Армии в период ее отступления советская авиация несла большие потери. Но даже в таких труднейших условиях советские лётчики наносили ощутимые удары по немецкой авиации.

У Советского Союза был большой авиапарк. В 1943-1944 годах Красная армия регулярно проводила множество операций одновременно на разных участках фронтов, и практически везде общее численное превосходство в авиации было за русскими. Наши летчики постоянно учились, прямо в бою совершенствовали свое мастерство. Помогало желание выжить и победить врага.

В СССР появились свои герои. Постепенно советские летчики-асы стали наводить на фашистов настоящий ужас. Чего стоит только предупреждение по рации немецких командиров «Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!» Речь шла о трижды герое Советского Союза летчике Александре Покрышкине, сбившем только по официальным данным 59 вражеских самолетов. А ведь еще были Иван Кожедуб, Николай Гулаев, Григорий Речкалов и другие герои-летчики.

О летчиках и их подвигах писали все газеты страны, они были героями, на них равнялись. Ниже мы приводим документальные снимки разных лет войны, на которых есть летчики – за работой, на отдыхе, возле самолетов.

Аэроклуб

Аэроклубы и ОСОАВИАХИМ

В 30-е годы страна с восторгом следила за достижениями советских героев-летчиков, устанавливавших мировые рекорды скоростей полета, высоты, грузоподъемности, дальности беспосадочных перелётов, спасавших челюскинцев. Имена: Чкалов В.П., Байдуков Г.Ф., Беляков А.В., Коккинаки В.К., Громов М.М., Леваневский С.А., Водопьянов М.В., Каманин Н.П., Анисимов А.Ф. и т.д. знал каждый советский школьник. Многие ребята мечтали об авиации, старались быть похожими на известных лётчиков, занимались в аэроклубах. А руководство Советского Союза развитию военной авиации и авиапрому придавало особое значение. Иосиф Сталин всегда присутствовал на авиационных парадах, часто встречался с летчиками и авиаконструкторами.

Передать атмосферу того довоенного времени, ничего не сказав об ОСОАВИАХИМе, не представляется возможным. Эту организацию в СССР знали и почитали все от мала до велика. Эта аббревиатура означает «Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству». Это была одна из самых мощных общественных организаций того времени — как по численности, так и по материально-технической базе. А о его задачах и целях говорит само название.

Едва ли не все юноши довоенной поры стремились заслужить право ношения хотя бы одного из оборонных значков: ГТО, ГСО («Готов к санитарной обороне»), ГПВХО («Готов к противовоздушной и противохимической обороне»), «Ворошиловский стрелок», «Снайпер». Особенно престижным считалось стать полным кавалером всех оборонных значков. Вручались значки не просто так. Необходимо было на стадионе быстрее других бегать, прыгать в длину и высоту дальше и выше товарищей, а в спортзале одинаково уверенно чувствовать себя на брусьях и перекладине. А уж играть в волейбол, ходить на лыжах, посещать хотя бы одну спортивную секцию — например, бокса, борьбы, тяжёлой атлетики — парней заставлять не надо было. На тех, кто со спортом не дружил, девушки смотрели с презрением. Да и сами они старались не отставать. На таком военно-патриотическом подъёме и создавались аэроклубы.

«Молодёжь — на самолёты!» — такой клич был брошен в стране в начале 30-х годов, в связи с тем что при бурно развивавшейся авиационной промышленности ощущалась острая нехватка авиаторов. Выпуск самолётов разных типов опережал подготовку лётных кадров. Ликвидировать такое несоответствие правительство поручило через сеть аэроклубов ОСОАВИАХИМу. Причём первичную подготовку будущих лётчиков было решено осуществлять без отрыва от работы или учёбы.

Курсанты принялись изучать теорию лётного дела, топографию, воздушно-наземное ориентирование и другие премудрости становившейся в стране необычайно популярной профессии. Курс занимал два года, и эти два года шли в зачёт службы в армии, выпускники от призыва освобождались. Впрочем, большинство из них всё равно уходили служить, но уже не рядовыми новобранцами в пехоту или артиллерию, а в авиацию.

Обучение будущих летчиков

В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 25 февраля 1941 года четко определялись задачи каждому типу летных учебных заведений. В военных школах пилотов курсанты должны были научиться пилотированию днем в простых условиях, групповым полетам в составе звена и получить практику полетов по маршруту. Кроме того, летчики-истребители обучались основам воздушного боя, а бомбардировщики — бомбометанию с горизонтального полета и пикирования на самолетах УСБ и СБ до углов 40 град. Общий налет на одного курсанта истребительных школ определялся в 24 часа, а школ бомбардировщиков — 20 часов. Курсанты военных командных училищ должны были в течение двух лет овладеть техникой пилотирования днем и ночью, научиться водить звено и эскадрилью на всех высотах днем, ночью и в сложных метеоусловиях, на предельном радиусе действия самолета с боевым применением, вести воздушный бой одиночно и в группе. Общий налет на одного курсанта устанавливался до 150 часов.

Иван Старченков

Герой Советского Союза Старченков Иван Сергеевич (1923-1945)

Герой Советского Союза Старченков Иван Сергеевич (1923-1945).

Герой Советского Союза. Командир эскадрильи 571-го штурмового авиационного Остропольского полка (224-я штурмовая авиационная Жмеринская Краснознаменная дивизия, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), капитан.

Родился 8 марта 1923 года в поселке Красногвардейском Артемовского района Свердловской области в семье рабочего.

Окончил 9 классов, поступил в Челябинский тракторный техникум.

Одновременно учился в Челябинском аэроклубе, успешно завершил обучение в Чкаловском военно-авиационном училище в г. Чкалов (ныне Оренбург). С 1942 года училище специализировалось на подготовке летчиков-штурмовиков на самолетах Ил-2.

В войну Старченков вступил в 1942-м году пилотом, в звании сержанта. 571-й штурмовой авиационный полк, сражающийся на Западном фронте. Первый бой – 23 августа – поступил приказ уничтожить скопление танков в лесу на Смоленщине. Во время боя наши штурмовики были атакованы 10-тью немецкими истребителями. Старченков не растерялся, зашел в хвост истребителю, дал очередь и поджег его. Был ранен в голову. Но сумел посадить самолет на свой аэродром и без сознания был доставлен в лазарет.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками — с августа 1942 года. В марте 1943 года был награжден орденом «Красной Звезды» за образцовое выполнение заданий командования, доблесть и мужество. В это же время он был назначен командиром звена, как лучший пилот. Участвовал в боевых действиях в составе Западного, Брянского, 1-го Украинского и 4-го Украинского фронтов. Член КПСС с 1943 года. Награжден:

орденом Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Красной Звезды.

В 1944 году полк, в котором командовал эскадрильей капитан Старченков, был переброшен на 1-й Украинский фронт в составе 2-й воздушной армии. По 2-3 раза в день водил Иван Сергеевич свою эскадрилью в бой и громил отступающие немецкие войска в районе Каменец-Подольска, Львова, Галича. Затем- освобождал Украину в районе Карпатских гор в сложных метеоусловиях. С 1 августа 1944 года произвел 23 боевых вылета. Лично сам уничтожил 2 эшелона с живой силой и техникой, 2 переправы и 3 склада с боеприпасами и горючим, 1 самоходное орудие, до 3-ж танков, 13 орудий полевой и зенитной артиллерии, в воздушном бою сбил один самолет Ме-109. За время службы произвел 125 успешных вылетов на самолете ИЛ-2, «в бой водит смело боевые группы самолетов (в количестве) 18-24 ИЛ-2».

За проявленное личное геройство, мужество и отвагу в боях Ивану Старченкову было присвоено звание Героя Советского Союза…но, увы, посмертно.

Погиб 13 февраля 1945 года в воздушном бою над городом Краковом. В этот день из-за плохой погоды штурмовики ходили на задание парами через небольшие интервалы времени. На втором заходе в самолет Старченкова попал зенитный снаряд и машина загорелась. Летчик со второго самолета – Филиппенко передал ведущему- Горишь, уходи на свою территорию! Но Старченков не до конца выполнил задание и ответил – Делаю еще заход. Истратив весь боекомплект, уничтожив противника, перетянул линию фронта и пошел на посадку в горящем самолете. Не дотянув пяти метров до земли, самолет взорвался в воздухе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» посмертно.

И.С. Старченков и его воздушный стрелок сержант М.С. Шептун оба похоронены в Польше, в г. Кракове (участок воинов Советской Армии на Раковицком кладбище).

Именем Героя Советского Союза И.С. Старченкова названа улица в поселке Красногвардейском Артемовского района Свердловской области.

На доме, в котором он вырос, установлена мемориальная доска.

Из писем Старченкова родным: «Единственное, чего боюсь – оказаться в плену. Принял решение: при любых обстоятельствах стремиться дотянуть до своей территории, а если это окажется невозможным – разбиться вместе с самолетом…»

Эдуард Артемьев — Свой среди чужих

Мать летчика И.С. Старченкова Варвара Ивановна  у своего дома в п. Красногвардейский.
Челябинский тракторный техникум и памятный знак И.С. Старченкову.
Центральный вход в военно-авиационное  училище. Оренбург.
Штурмовики Ил-2 в небе.
Ме-109. Немецкий истребитель.
Старченков И.С. — Герой Советского Союза.
Орден Красной Звезды.
Орден Александра Невского.
Орден Красного Знамени.
Старченков И.С у боевой машины (на фото слева).
Командир эскадрильи капитан Старченков и капитан Морозов докладывают начальнику.
Наградной лист И.С. Старченкова.
Бой в небе.
Ил-2 подбил немецкий «Мессер».
Летчик-штуромовик.
Подбитый Ил-2.
Наградной лист И.С. Старченкова. Последний лист документа.
Старченков И.С.
Могила летчика И.С. Старченкова и воздушного стрелка М.П. Шептуна. Краков, Польша.
Поселок Красногвардейский. Улица, где находится дом семьи Старченковых.
Поселок Красногвардейский. Дом семьи Старченковых.
Поселок Красногвардейский. Памятная доска на доме, в котором жил И.С. Старченков.

Николай Панов

Герой Советского Союза Панов Николай Афанасьевич (1914-1943)

Герой Советского Союза Панов Николай Афанасьевич (1914-1943).

Герой Советского Союза. Гвардии капитан. Командир звена 5-го Гвардейского авиационного полка Дальнего Действия 50-й авиационной дивизии Дальнего Действия.

Панов Николай Афанасьевич родился 6 декабря 1917 года в поселке Красногвардейском Артемовского района Свердловской области в семье рабочего.

Окончил семилетнюю школу, Ирбитский агрозоотехникум с отличием. С юности увлекается спортом, военным делом, мечтает о небе, конструирует модели самолетов. С 1937 по 1940-й годы учится в Чкаловском военном авиационном училище(Третья военная школа летчиков и летчиков-наблюдателей).

После окончания училища в звании лейтенанта направляется на службу в Ростов-на-Дону. Здесь он и встретит войну.

В Великой Отечественной войне с 26 июня 1941 года по март 1943 года в составе 5-го Гвардейского авиационного полка дальнего действия. С декабря 1941 года Панов на своем бомбардировщике ИЛ-4 произвел 20 дневных и 85 ночных боевых вылетов , сбросил по военным промышленным объектам 121500 килограммов бомб и 265000 листовок, сбил 3 вражеских истребителя, уничтожил 8 танков, 27 автомашин, 6 складов горючего, 7 складов боеприпасов, подавил и уничтожил 7 зенитных позиций, также заводские помещения и корпуса противника, железнодорожные мосты и переправы. За эти успехи экипажу Николая Панова в этом же году было присвоено звание «Снайперский экипаж».

Бомбил скопления вражеских войск в районах Львова, Констанцы, Плоешти, участвовал в обороне Одессы, Николаева, Полтавы, Харькова, Ростова.

Командир авиационного звена гвардии капитан Николай Панов к сентябрю 1942 года совершил 143 боевых вылета на бомбардировку важных военно-стратегических объектов в тылу противника, скоплений его войск.

В июле 1942 года за мужество и отвагу Панов Н.А. награжден орденом Красного Знамени с присвоением звания старший лейтенант, а его экипаж стал гвардейским.

В конце декабря Панова вызвали в штаб, сообщив, что ему присвоено очередное звание – капитан, и ему дается десятидневный отпуск на родину. В Красногвардейский Николай Афанасьевич прибыл под Новый год, который встречал в узком семейном кругу.

Наутро в гости пожаловали почти все соседи, узнав по радио новость — Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№774)

«Снайперский экипаж» самолета ИЛ-4 под командованием заместителя эскадрильи 5-го гвардейского авиаполка Панова Н.А. и его товарищей: штурмана, воздушного стрелка-радиста и воздушного стрелка не вернулся с боевого задания, он погиб 10 марта 1943 года в окрестностях г. Феодосии (Крым), где и похоронен в Братской могиле. В этот день около 22 часов на огород Марии Ивановны Пашковой в городе Феодосии упал советский бомбардировщик и взорвался. Среди вещей погибших летчиков были найдены документы и награды Героя Советского Союза Николая Панова.

Именем Героя названа одна из улиц поселка Красногвардейского Артемовского района Свердловской области. В Сквере Победы в Артемовском установлена памятная плита Герою Советского Союза Панову Николаю Афанасьевичу.

В музее школы №14 поселка Красногвардейский Артемовского района Свердловской области, представлены материалы о Герое Советского Союза Панове Николае Афанасьевиче.

Из письма героя:

«Мы – летчики трудностей не боимся, фашисты будут разбиты, и мы выйдем победителями. Наши бомбы падают туда, куда нужно. Пусть фашисты запомнят, что им не видать Советской земли».

Характеристика летчика Панова из наградного листа:

«Панов – волевой, настойчивый, скромный и инициативный в бою летчик, добивающийся обязательного выполнения боевого задания командования в любых условиях полета. Благодаря крепким нервам, большой силе воли и ясному уму, Панов личным примером показывает образцы борьбы с немецкими захватчиками, увлекая за собой вперед подчиненных».

Пионеры Ирбитского завода, Панов Н.А. — лежит в центре. Фото 1930-х гг.
Панов Н.А. (слева) с группой курсантов.
Панов Н.А. в начале службы.
Бомбардировщик Ил-4.jpg
Бомбардировщик Ил-4.
Николай Панов.
Орден Красного Знамени.
Фото на память с родными. Панов Н.А. — крайний справа. 1940-е гг.
Панов. Н.А. Наградной лист — описание подвига .
Указ президиума Верховного Совета СССРот 31 декабря 1942 г.
Ил-4 в небе.
Взорвавшийся бомбардировщик.
Братская могила в Феодосии. Памятная доска с фамилиями погибших.
Братская могила в Феодосии.
Памятные плиты в Сквере Победы. Артемовский, 2020 год.
Дом семьи Пановых в поселке Красногвардейский.
Памятная доска на доме семьи Пановых. Поселок Красногвардейский.

Фильмы и песни о летчиках

Знаменитые фильмы и песни о военных летчиках

О военных летчиках было снято множество фильмов, написано множество песен. Сегодня мы приведем в пример , пожалуй, самые известные и полюбившееся народу.

«Небесный тихоход»

«Небесный тихоход» — советский музыкальный художественный фильм, поставленный в 1945 году режиссёром Семёном Тимошенко.

Фильм был снят в год победы, оттого он легок, музыкален и жизнерадостен. Кроме того, он восхваляет знаменитый самолет «У-2», благодаря которому решилось в годы войны немало стратегических задач.

Сюжет фильма повествует о трёх неунывающих фронтовых друзьях-лётчиках, которые поклялись до конца войны «не влюбляться даже в самых красивых девчат». Однако одному из них — майору Василию Васильевичу Булочкину — по состоянию здоровья после ранения запрещено летать на скоростных самолётах, и он вынужден продолжать службу в ночной бомбардировочной авиации на лёгких самолётах «У-2». Столкнувшись благодаря этому с лётчицами женской эскадрильи и с Валей Петровой — журналисткой газеты «Пионерская правда», друзья один за другим нарушают своё жизненное обязательство

В ролях снялись звезды тех лет – Николай Крючков, Алла Парфаньяк, Василий Меркурьев, Людмила Глазова.

Премьера картины «Небесный тихоход» состоялась в преддверии первой годовщины Великой Победы — 1 апреля 1946 года, моментально завоевав любовь миллионов зрителей.

К 2012 году по заказу «Первого канала» были завершены работы по реставрации и колоризации фильма. В колоризированной версии фильм был показан 6 мая того же года. Цветная версия была без купюр, включая оригинальные голоса персонажей, в том числе и голос Фаины Раневской.

Отдельно стоит сказать о песнях из фильма, ставшими впоследствии народными хитами.

«Первым делом — самолёты»

Автор текста: Алексей Фатьянов

Композитор: Василий Соловьёв-Седой

Действие: во время прогулки друзей и до посещения госпиталя.

Песня стала визитной карточкой летчиков.

«Пора в путь-дорогу»

Автор текста: Соломон Фогельсон

Композитор: Василий Соловьёв-Седой

Действие: во время праздничного ужина «женского» отряда с героями после головокружительного разгрома вражеских установок. Первые два куплета поются девчатами (в том числе и лейтенантом Екатериной Кутузовой), а последний — тремя героями фильма.

Песню исполняет эталон советской эстрады тех лет: Ружена Сикора.

«Чистое небо»

Фильм «Чистое небо» снял в 1961 году Григорий Чухрай. Изначально фильм задумывался, как история об авиационном рекорде. Однако, сняв больше половины картины, авторы решили внести изменения в сценарий, чтобы сделать более выразительный акцент на теме репрессий. Фильм пришлось фактически создавать заново: по вечерам дописывали новые сцены, с утра — снимали их. «Мотив, ставший главным, вышедший по праву на первое место, — история восстановления гражданской чести Астахова», — писал кинокритик Яков Варшавский.

Летчика Астахова сыграл Евгений Урбанский. До этого он уже снимался у Григория Чухрая — в «Балладе о солдате». Роль Саши Львовой исполнила Нина Дробышева. Критик Яков Варшавский: «Режиссер заставляет Нину Дробышеву прожить каждый эпизод, каждый кадр. Ведь действительно актрисой прожито все, что испытала Саша: полудетское восхищение знаменитым летчиком, безотчетное доверие к человеку, ведущему себя кое в чем пошловато и нагловато, решение стать его женой... Заметим, что режиссер ставит фильм большими «кусками»: он дает актрисе возможность «прожить» эпизоды и добивается сопереживания».

В ролях второго плана сыграли Олег Табаков, Георгий Куликов, Наталья Кузьмина.

«В бой идут одни „старики“»

Советский чёрно-белый художественный фильм 1973 года режиссёра Леонида Быкова, повествующий о буднях лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны.

Вышедший на экраны в 1974 году фильм собрал 44,3 млн кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. Фильм, режиссура и актёрская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей.

Множество фраз героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и постсоветского фольклора. Героям фильма, капитану Титаренко и механику Макарычу были установлены памятники в Киеве и Харькове соответственно.

Главной звездой фильма стал актер Леонид Быков, сыгравший капитана Алексея Титоренко. «Визитной карточкой» фильма является песня «Смуглянка». Леонид Быков рассказывал Владимиру Талашко, что эту песню он хотел включить в фильм с самого детства. Будучи подростком, Быков с друзьями катался на подножках проходящих теплушек. В одном из таких вагонов он увидел лётчика, пехотинца и артиллериста, которые ехали с фронта через Донбасс и пели «Смуглянку». «И в тот момент я решил, что, если буду снимать кино о лётчиках, она там обязательно будет звучать», — говорил Быков. В начале фильма «Смуглянка» звучит в исполнении певца Мурада Садыкова.

Фильмов о летчиках, и правда, было снято великое множество – «В небе «Ночные ведьмы» (1981 г.), «Торпедоносцы» (1983 г.), «Чкалов» (2012 г.) и даже фильм, снятый на кануне войны «Брат героя» (1940-й г.).

Мультфильм «Ночные ведьмы» (Дания)

Но сегодня хотелось бы рассказать и о необычном фильме, точней – мультфильме, снятом в Дании. Это дипломная работа выпускников датской «Анимейшн воркшоп», режиссер: Юли Гердищек Бальцер (Julie Herdichek Baltzer), создан в 2017. В описании к мультфильму говорится следующее: "Пожилая женщина, ветеран войны, вспоминает свои переживания в качестве члена женского бомбардировочного отряда по прозвищу "Нахтексен" (Ночные ведьмы) во время Второй мировой войны". По сути это — замечательный рассказ о героизме наших девушек в годы Великой отечественной... И даже на ошибки в русских названиях и словах совсем не обращаешь внимания, потому, что просто как-то не верится... Спасибо огромное, дорогие датчане!

...А еще в финале очень эмоционально сильно звучат слова нашей женщины-ветерана: "...В конце концов, это как любая работа... А работа должна быть сделана..."

Ну и в конце этого обзора хотелось бы рассказать о песне, популярной в военное время – «Бомбардировщики». История ее такова …

«Бомбардировщики»

В оригинале «Comin' in on a Wing and a Prayer» — песня в темпе фокстрота периода Второй мировой войны. Основана на реальных событиях, исполнялась многими артистами и коллективами.

В основе сюжета песни — действия британских и американских бомбардировщиков, возможно, операция «Гоморра».

По сюжету песни один самолёт не вернулся после ночной бомбардировки. Наземный персонал аэродрома волнуется, но радисты выходят на связь с самолётом. Лётчики докладывают, что они выполнили задание и поразили цели, весь экипаж жив, но самолёт сильно повреждён. Несмотря на все сложности, самолёт благополучно возвращается на базу.

Слова песни написаны Харольдом Адамсоном, а музыка — Джимми Макхью. Запись опубликована в 1943 году Robbins Music Corp. Песня была записана Song Spinners для Decca Records, и 2 июля 1943 года она поднялась на 1 место в чарте Billboard pop hit. Эта песня была единственной на военную тематику, вошедшей в 20 наиболее известных песен 1943 года в США.

Свои варианты песни в США также записали Фрэнк Синатра, комедийный актёр Эдди Кантор, группа «The Four Vagabonds», а в Англии — Вера Линн и Анна Шелтон

В 1943 году в Советском Союзе песню перевели Т. Сикорская и С. Болотин. Аранжировку выполнил А. Островский. Исполнил песню Леонид Утёсов в дуэте с дочерью Эдит под названием «Бомбардировщики» (варианты названий: «Песенка бомбардировщиков», «Песенка американских бомбардировщиков»). Текст перевода почти соответствовал оригиналу, за исключением замены фразы про молитву на «честное слово» в припеве:

Бак пробит, хвост горит, но машина летит
На честном слове и на одном крыле.

Позже песня стала широко известной и среди советских слушателей, во фронтовой среде.

Афиша фильма «Небесный тихоход».
Кадр из фильма «Небесный тихоход».
Эпизод из фильма «Небесный тихоход».
Людмила Глазова — старший лейтенант Екатерина Кутузова. Фильм «Небесный тихоход».
Афиша фильма «Чистое небо».
Летчик Астахов из фильма «Чистое небо».
«В бой идут одни «старики». Кадр из фильма.
Эпизод из фильма «В бой идут одни «старики»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.