Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

27.07.2023 09:05 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Чувствуя душу дерева. Творчество Петра Головкина

Автор: Людмила Сикорская
Научный сотрудник Артемовского исторического музея

О таких людях, как Петр Головкин, говорят – одаренный мастер-самоучка, самородок.

И верно, далеко не каждому дано ремеслом овладеть, стать в нем мастером, да еще такую фантазию иметь, чтобы в корнях или ветвях обычного дерева будущую скульптуру рассмотреть.

Штрихи к портрету.

Петр Иванович Головкин родился в Сухоложском районе, а затем с родителями переехал на Буланаш, так как отец его был шахтером. Учился сначала в 29-й школе, а уж затем пошел в новую, девятую. Закончив 8 классов, уехал учиться в Сухой Лог, в сельское профессиональное училище №8, которое окончил на четверки и пятерки. Это помогло в дальнейшем без экзаменов поступить в Горнометаллургический техникум имени Ползунова в Свердловске.

Затем была армия, причем служил в Ленинграде. Часть стояла недалеко от станции метро «Пушкинская». Поэтому, когда давали увольнительную – гуляли с товарищами по городу и любовались его красотами.

После армии, вернувшись домой, женился и пошел работать на шахту – сперва горнорабочим, а потом и горным мастером.

Сейчас Петр Иванович на пенсии и все свободное время посвящает себя творчеству, саду и лесу.

С чего же начиналась его любовь к художественной обработке дерева? А тут случай вышел…Было это теперь уже в далеком 1980-м году, когда Головкин работал в механическом цехе Шахты№3 поселка Буланаш. Упал недалеко от этого цеха старый тополь и обнажились его корни. Среди корней обнаружил Петр Иванович один из отростков, в который врезался камень и это его очень заинтересовало. Богатая фантазия позволила увидеть в этом образ Уральского полоза. Так и появилась первая скульптура из корней с одноименным названием. Но над первым произведением пришлось повозиться – на тот момент не было еще нужных инструментов. Работал ножом, ножовкой да наждачной бумагой.

Так как часто ходил наш герой в лес по ягоды и грибы, стал уже присматриваться к корням, наростам на стволах и веткам повнимательней. И если какую примечал – возвращался за ними позже.

Изделия мастера.

Постепенно стала складываться коллекция изделий из дерева. Впервые выставил свои работы на Буланаше, в Доме пионеров в середине восьмидесятых.

Когда стало туго с зарплатой на шахте, деревянные поделки тоже немало выручали – Петр Иванович дарил их друзьям и родственникам, радуя их и себя.

Первая персоналка прошла в Центральной районной библиотеке. Выставлялся и в ЦКиК «Родина», и в музее ДК Угольщиков. А уж затем началось участие в общегородских выставках-ярмарках, как например на этом, юбилейном Дне города Артемовского.

Ассортимент изделий весьма широк – это вазочки, светильники, ложки, кашпо, лопаточки для кухни, настенные панно, интерьерная скульптура в технике корнепластики.

Самое важное для мастера – показать естественную красоту и фактуру дерева. Поэтому он почти никогда не пользуется морилкой. В его произведениях гармонично, а порой причудливо и оригинально сочетаются различные фактуры дерева, хорошо видна цветовая гамма и текстура дерева.

Мастер-класс. Инструменты для работы. Обработка капа и сувеля.

Для грубой обработки Петр Головкин использует электрорубанок, электролобзик, шлифмашинки, топор. Для окончательного завершения и мелкой обработки идут различные стамески, резаки, наждачная бумага. Финишная обработка – покрытие изделия масло-воском.

Самой сложной и интересной работой Петр Иванович считает художественную обработку капа и сувеля.

Кап и сувель — это наросты на стволах деревьев в виде характерных округлых наплывов. Заполучить такую заготовку — мечта для каждого, кто работает с древесиной, и вот почему. Волокна в таких наростах имеют особую деформированную структуру: их извилистый и беспорядочный рост создает неповторимую текстуру, которую принято называть свилью. Но это не та свилеватость, присущая, например, клену. В наростах она очень путанная и имеет ряд особенностей, благодаря которым получается ни с чем несравнимая древесная текстура. Своим рисунком и характерным отливом она напоминает мрамор, перламутр или муаровый узор. Такой материал — настоящее сокровище для всех, кто работает с деревом.

Принципиальное отличие капа от сувеля в структуре. Если посмотреть на кап в разрезе, он будет наполнен небольшими древесными узелками — это так называемые спящие почки. В то время как сувель — это просто деформированные и хаотично переплетенные годовые кольца. Таким образом каповый нарост представляет своего рода резервный пучок нераскрывшихся почек, созданный природой про запас.

Как говорит мастер – «Во-первых, их непросто найти. Во-вторых – надо правильно высушить. Я для сушки использую ящик с сеном. В идеале в сене нужно сушить кап или сувель не менее полугода, а лучше – год. Текстура их очень крепкая

- надо еще и попотеть, чтобы что-то получилось. Зато раскрывается вся красота поделки. Тут не надо ничего придумывать. Природная красота дерева неповторима и одна поделка на другую совсем не похожа».

И все же насчет придумок и фантазии в произведениях Петр Головкин весьма одарен. Иначе как бы он занимался корнепластикой? Там ведь в корнях будущее произведение увидеть надо…

Такое ремесло. Корнепластика – что это?

Корнепластику еще называют лесной скульптурой. Это направление в декоративно-прикладном искусстве. Предполагающее производство скульптур, мебели и других декоративных элементов, применяющихся для отделки интерьеров и экстерьеров. Уличной мебели и архитектурных форм из корней и веток дерева, капов, свилей и других природных материалов, сохраняя их естественную форму. Как правило, заготовками корнепластики становятся фрагменты засохших деревьев твердолиственных пород, а также корни поваленных ветром деревьев, имеющие необычный вид и форму.

Главный принцип данного стиля — сохранить материал в его первозданном виде, при этом придать ему необходимый функционал. «Следы рук мастера» должны быть максимально незаметны.

Пространство, в оформлении которого используются арт-объекты, изготовленные из естественных природных материалов. Сразу же приобретает исключительность и неповторимый шарм.

В этом ремесле каждая деталь неповторима! Сложный процесс заготовки, естественная сушка, ручная обработка, высокая требовательность художественного замысла, невозможность изготовления в промышленных масштабах — всё это лишний раз подчёркивает, что каждое изделие корнепластики не может иметь аналогов и является эксклюзивным.

Другие грани. Автографы и фото знаменитостей.

Еще одно увлечение Петра Головкина – коллекционирование автографов знаменитостей. Это звезды политик, литературы. Особенно много автографов удалось собрать на специальных книжных фестивалях и ярмарках ВДНХ в Москве, где работал в самом начале 2000-х сварщиком на строительстве автомобильных подземных тоннелях.

В его коллекцию вошли книги с личными подписями Дарьи Донцовой, Даниил Корецкого, Эдварда Радзинского! Есть автографы Натальи Варлей, Владимира Жириновского, Григория Явлинского, Ларисы Рубальской, Захара Прилепина, Николая Дроздова…

Всего – 28 автографов. На встрече с читателями в Центральной районной библиотеки, где проходила выставка книг с подписями, Петр Иванович рассказывал о личной встрече с звездами.

Но, не автографами едиными. Ему удалось запечатлеть фотопортреты Машкова, Панкратова-Черного, Гоши Куценко, Корнелюка, Мерзликина и других известных деятелей культуры.

Вот такой разносторонний и творческий человек – Петр Головкин.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

87