Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

04.07.2023 14:27 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Ольга Журкина . Возрождая традицию

Автор: Людмила Сикорская
Научный сотрудник Артемовского исторического музея

Героиня нашей сегодняшней рубрики интересна особо тем, что не только сама возрождает старинную уральскую традицию, но и продолжает ее в своих учениках.

Речь пойдет об артемовской художнице, педагоге Детской художественной школы №24 Ольге Викторовне Журкиной.

Помимо традиционных дисциплин в «художке», она уже давно(еще в 1995 году) ввела в курс обучения так называемый «региональный компонент» , а именно – урало-сибирскую роспись.

Урало-сибирская роспись. Из истории промысла

Одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска.

Зарождение урало-сибирской росписи связано с колонизацией в XVII –XVIII веках восточных территорий России. Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству жилых и общественных зданий, а потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров. Большой подъём в художественной жизни XVII в. охватывает крупные города Прикамья, среди которых ведущую роль играл Соликамск. Кроме промышленного он приобрёл большое значение как крупный торговый центр наряду с Тюменью и Тобольском. Основу культуры колонизированных территорий заложила первая волна переселенцев с русского Севера и Поморья в XVII веке. Именно поморы из Архангельского края принесли двухцветный мазок в Сибирь и на Урал. Видоизменила крестьянскую роспись вторая волна переселенцев, которая хлынула с Украины, Поволжья и Вятки в конце XVIII – начале XIX вв. Они внесли в роспись обилие фантазийных форм (львов, вазонов, некоторых птиц) и богатую (южную) цветовую гамму. Также следует отметить, что народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью заимствованием элементов травинок, так как украшением бытовой утвари и интерьеров, как правило, занимались иконописцы-травники*. Традиционно декорировались экстерьеры, интерьеры и домашняя утварь крестьянских жилищ. Кроме стен, потолков, дверей расписывали прялки, коромысла, берестяную и деревянную посуду. К слову сказать, на Урале в это время постепенно складываются два направления в росписи утвари – роспись металлических и деревянных изделий. Металлические изделия расписывали, в основном, в посёлках при демидовских заводах – Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском. Позже это стало городским ремеслом, но сохранило оттенок «двойного мазка» с разживкой, хотя и выглядит более светской, не архаичной. Роспись деревянных изделий осталась ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее заселённых посёлках. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара.

Но самое удивительное то, что уроженка села Арамашево в советские годы и не слышала о таком чудесном виде росписи. Хотя именно сейчас Алапаевский район, а особенно Нижняя Синячиха с его музеем-заповедником – кладезь самобытной уральской народной живописи. Впервые о данном виде искусства Ольга Викторовна услышала об этом ремесле, когда ей предложили работать в ИЗО студии детского сада. Она очень заинтересовалась и стала изучать вопрос.

«Поначалу было очень сложно осваивать технику рисования, — вспоминает художница, — Крутить тремя пальцами выводя нужный элемент, было в диковинку.

Художественных кистей флейц в продаже в то время не было, а региональный компонент надо было вводить в программу детского сада. Из истории возникновения Уральской росписи узнала, что тагильские писари применяют и поныне в качестве животворного инструмента палец, что это древний обычай, который широко бытовал в крестьянских росписях много лет назад у многих народов. Вот и пришла идея писать пальцем узоры урало — сибирской росписи, то есть в нетрадиционой технике рисования».

По сути Ольга Викторовна создала «ноу-хау», но при этом опиралась на традиции тагильских мастеров-красильщиков. Палец! Все гениальное – просто! Он все чувствует, он живой, крутит и выводит древние узоры, и краска податливо ложится на поверхность. Художница советовалась и со знакомыми врачами при разработке программы обучения для детей. Врачи подтвердили пользу развития мелкой моторики, влияющей и на речь, и на воображение, и на развитие полушарий мозга.

Мастерица рассказывает: «Представленная мною технология связана с реализацией содержательной линии «Культура здоровья», в частности, через развитие мелкой моторики пальцев рук. Разработала свою методику, начиная с младшей до подготовительной группы.

В ДХШ № 24 с детьми младшего школьного возраста мы тоже пишем уральские узоры на предметах сложной формы. Выполняем роспись на шаблонах прялки, разделочной доски, из бумаги конструируем ложки, туески и расписываем их».

Кстати, об узорах урало-сибирской росписи…

Основными мотивами композиции урало-сибирской росписи издревле служили «Букет» в вазе или без неё и «Древо жизни» с охраняющими древо животными и птицами на ветвях. В своих композициях народные художники используют обязательный принцип строгого соблюдения пропорциональных соотношений элементов росписи. Основными стилеобразующими элементами росписи являются цветы, фрукты, ягоды, листья, изображения птиц (петухов, фазанов, совушек, сказочной птицы-сирин), гораздо реже зверей, например львов, пришедших в российский декор из Византии с принятием христианства. Часто композиция оформлялась рисованной рамкой, что является характерной особенностью росписи.

И немного о колорите

Традиционный колорит промысла использует небольшое количество цветов основных элементов: один цвет для всей зелени, один – для всех или группы цветов, и один для ягод. Как правило, цвета в росписи контрастируют к цвету фона, например, холодные сине-зеленые и сиреневые букеты расцветают у мастеров на бардовом или коричневом фоне. Разживка (она же разбел по другим источникам) чаще всего бывает белой и применяется в тех случаях, когда для росписи берётся темный или цветной фон (красный, синий, зелёный, коричневый, оранжевый). Если фон, на котором выполняется роспись светлый (белый, светло-голубой, желтый, золотистый, древесный), разживку делают темными цветами, либо переворачивают двояко-окрашенную кисть белым цветом внутрь. В росписи обязательно присутствуют чёрный цвет для декорирующих роспись приписок.

Ученики Журкиной тоже идут по стопам традиции, но все же привносит и сама художница, и ее дети что-то-то новое и современное в композиционные и колористические решения. И даже выбор самих предметов. К примеру, Ольга Викторовна расписывает чайные керамические пары в таком стиле. Один такой шедевр представлен на музейной выставке в Центральной районной библиотеке прямо сейчас, где проходит персональная выставка мастерицы «Калейдоскоп творчества». На полке красуется расписная кружка на блюдце – фон зеленый, а узоры на контрасте – красные ягоды и птица-Сирин.

Тут же расположились расписанные самодельные (склеенные из бумаги) туеса и погремушки-шаркунки, разделочные доски, коробочки и чаши, шкатулки…Ассортимент впечатляет. А от яркой палитры глаза горят – все словно в сказке…А в понедельник в библиотеке прошел мастер-класс для всех желающих по урало-сибирской росписи шаркунка.

Для справки. Что такое «шаркунок»?

Шаркунок (от русского слова — шаркать) — погремушка, сплетённая из берёсты с семенами (яблочные косточки, горох и т. д.) внутри. Другой вариант шаркунка состоит из деревянных элементов, собираемых подобно головоломке. Шаркунок может состоять из десятков сцепленных друг с другом брусочков с пазами. Предполагается, что деревянный шаркунок происходит с побережья Белого моря.

Помимо этого вида ремесла, мастерица еще пишет замечательные пейзажи и нежные цветы акрилом, занимается графикой, изготавливает кукол в народном стиле.

Но именно урало-сибирская роспись – очень важная часть жизни Ольги Викторовны, которая занимается ей уже на протяжении 25-и лет. Согласитесь — срок немалый! Отрадно, что традиция продолжает жить и развиваться благодаря нашим артемовским мастерам, таким, как художница Ольга Журкина.

Краткая биография мастерицы:

Журкина Ольга Викторовна, родилась 29.10. 1961 года в селе Арамашево Алапаевского района Свердловской области. В 1962 году родители переехали в г. Артемовский. В 1979 г. окончила школу № 10. В 1980 г. окончила курсы художников оформителей в г. Свердловске. В 1980 г. пришла на ЕРЗ в отдел № 74 в качестве художника оформителя. В 1983 г. вышла замуж. В 1994 г. работала в МДОУ № 10. Закончила Ирбитское педагогическое училище по специальности дошкольное воспитание.

Долгие годы и по сей день трудится преподавателем в Детской художественной школе №24 города Артемовского.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

70