Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

22.11.2022 15:25 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Мужская рубашка-косоворотка из фондов Артемовского исторического музея

Автор: Людмила Сикорская
Научный сотрудник Артемовского исторического музея

Датировка – I-я половина 20 века

Место создания: Россия

Материал

Шерсть, ситец

Техника:

Строчное шитье, машинная вышивка

Источник поступления – Ольга Марковна Мартынова (из фондов Народного музея, 1979 год)

Предмет мужского русского костюма

Рубашка-косоворотка (русская) 1-я половина 20 века.

Туникообразная (со вставным клином в правом боку), на кокетке. Рукава втачные с манжетами. Техника- машинная строчка.

Тонкая шерсть, подкладка стойки, кокетки и манжет – ситец. Шерстяная ткань красного цвета. Вырез на груди – боковой (косоворотка). Машинная вышивка по вороту и планке бокового выреза белыми нитками в виде растительного орнамента. Пуговицы на вороте и вырезе коричневого цвета, пластмасса.

Косоворотки получили свое название из-за особенностей ворота: разрез на рубахе был не спереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева. Интересно, что косоворотка могла иметь воротник (ворот) и не иметь его.

«Прабабушкой» косоворотки была «прямоворотка»: домотканое полотно складывали пополам и сшивали по боковому шву, а спереди делали надрез, чтобы было удобнее надевать рубашку. Затем пришивались рукава и делались специальные вытачки под мышками, называемые ластовицами.

Существует несколько теорий происхождения косоворотки. Большинство исследователей склоняются к тому, что это традиционная русская одежда, возникшая, естественно, сама собой, в славянской древнерусской культуре. Первые письменные упоминания о косоворотках относятся к 17 веку, однако, разумеется, эта одежда была известна как минимум за два века до этого.

Другая же теория говорит о том, косоворотка была заимствована у тюркских народов, ведь еще в средние века русичи активно торговали с иноземцами, среди которых было много тюрков.

Интересно! Некоторые исследователи связывают проникновение косоворотки в национальный костюм в связи с нашествием монголо-татар. Этим и объясняется, например, смещение косого разреза рубахи влево – как носили татары.

Существуют не только теории происхождения косоворотки: некоторые исследователи выдвигают гипотезы, почему потребовалось сместить разрез из классического прямого (известного на Руси с незапамятных времен) на левую сторону:

Теория Дмитрия Лихачева заключалась в том, что косой ворот позволял надежно спрятать цепочку и нательный крест: он не выпадал из рубахи.

Этнограф Дмитрий Зеленин считает, что такой сложный крой позволял защитить человека от холода и ветра, потому что в рубаху ледяному воздуху было сложнее задуть. Если принять во внимание теорию тюркского происхождения косоворотки – традиционно кочевых народов, путешествующих по степям с сильными ветрами, то эта мысль кажется очень логичной.

Некоторые исследователи считают, что косой ворот – это все же дань военной традиции. Именно на левую сторону застегивалась кольчуга, поскольку так было проще защитить шею от удара (левая сторона тела прикрывалась щитом). Если бы запах был на иной стороне, то при ударе саблей или мечом в разрез было легко попасть – и тогда все, голова с плеч! Кстати, именно по этой же причине позже стали застегиваться ватные доспехи – на левую сторону, как у косоворотки.

Конечно, традиционно слово «косоворотка» употребляется по отношению к мужской рубахе. Традиционно шили ее из конопляного полотна, но затем добавились еще несколько основных материалов:

хлопковая ткань;

льняное полотно;

шелк – для парадных, праздничных косовороток или нижних рубах знатных мужчин.

Рубашку носили постоянно; простолюдины – как верхнюю одежду, знать – как нижнее белье. Косоворотка обязательно носилась навыпуск и подпоясывалась кушаком, который иногда украшали кистями (для праздничных нарядов).

Ткани для косовороток могли быть неокрашенными (для повседневных рубашек) или красились мастерами. Самой нарядной считалась красная косоворотка, которую часто носили женихи. На праздники тоже старались надевать косоворотку именно красного цвета.

Косоворотки обязательно красиво украшались вышивкой, которая имела обережное значение. Считалось, что определенные символы помогут отвести беду от владельца рубашки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

45