Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

30.03.2023 12:11 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Самые знаменитые произведения Сергея Рахманинова»

Источник: https://top10a.ru/samye-izvestnye-proizvedeniya-raxmaninova.html

К 150-летнему юбилею великого композитора

Сергей Васильевич Рахманинов — великий русский композитор, также прославившийся как пианист и дирижер. Он получил первую известность еще студентом, но затем последовал тернистый путь, где наряду со взлетами были и падения. В своем творчестве Рахманинов синтезировал две русские композиторские школы — московскую и петербургскую — и создал неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки. Сегодня Сергей Васильевич по праву считается одним из столпов российского музыкального искусства, слава которого распространяется на весь мир.

После революции 1917 года он был вынужден эмигрировать в США, где и провел последнюю треть своей жизни. Однако произведения Рахманинова и тогда были очень популярен в Америке, Европе и СССР.

Предлагаем вспомнить 10 известных произведений Рахманинова – одного из самых знаменитых отечественных композиторов, чей талант был признан на мировом уровне.

1. Пьеса-фантазия соч.3 №4 «Полишинель» – это довольно раннее сочинение Рахманинова, написанное им в 1892 году. “Полишинель” входит в цикл, состоит из пяти пьес общей продолжительностью около 21 мин.

Они впервые были исполнены в 1892 году. Произведение посвящалось Антону Аренскому – преподавателю Рахманинова по композиции.

Все пьесы цикла, включая “Полишинель” считаются одними из самых исполняемых работ прославленного композитора в студенческой среде. При этом ценность их заключается не только в способствовании развитию техники правой руки исполнителя, но и в формировании образцового представления композиторского мышления.

В “Полишинели” излюбленные Рахманиновым “колокольные” мотивы соединяются с упорными поступательными ритмами, характерные для марша, которым суждено было стать ключевыми во всем творчестве великого мастера.

2. Этюд соль минор, соч.33 №8

Само название сочинения Этюд соль минор, соч.33 №8, которое сам автор дал пьесам своего нового цикла, говорило о том, что здесь соединились оригинальные технические задачи с горячим стремлением к красочному живописанию при помощи звуков. Оба этих мотива, мелькавших уже ранее в прелюдиях Рахманинова, выступают в этом сочинении с еще большей образностью и рельефностью.

Здесь, как и в других сочинениях этого периода, нашли свое отражения мысли и переживания композитора о дальнейшей судьбе России, горячий протест против неотвратимого приближения чего-то действительно угрожающего.

3. Пьеса-фантазия соч.3 №2 «Прелюдия»

В первый раз на большой сцене сцене произведение Пьеса-фантазия соч.3 №2 «Прелюдия» прозвучало в 1892 году, и сразу же стало невероятно популярным. Даже через много лет, когда Рахманинов уже эмигрировал в Штаты, прелюдия оставалась актуальной и очень известной.

Каждое американское интервью Рахманинова, обязательно сопровождалось вопросом, касающимся прелюдии. И однажды, утомившись от расспросов на эту тему, Рахманинов сказал, что просто сочинил музыку, и не нужно настойчиво искать в ней программный замысел.

4. Симфония №1

Произведение Симфония №1 для самого авторы было чем-то вроде второй попытки попробовать свои силы в этом жанре. В 1890—1891 гг., в его завершающий год обучения в консерватории, Рахманинову было предложено одним из преподавателей сочинить симфонию.

Рахманинов также отмечал, что ни один из преподавателей, услышавших симфонию, не был в восторге от работы молодого композитора. Возможно, это было связано с отсутствием своего стиля, к тому времени еще не сложившегося у Рахманинова.

Премьера симфонии пришлась на 15 марта 1897 года в Санкт-Петербурге. Дирижёром тогда был прославленный Александр Глазунов.

К сожалению, в этот вечер Рахманинов испытал тяжкое разочарование, ведь его произведение потерпело полный провал. Критики приписывали автору эклектизм. Кроме того, большинство из них сошлось в том, что сочинение было недоработанным.

Эта неудача очень надломила Рахманинова — композитор оставил сочинительскую деятельность почти на три года. Это произведение в течение очень долгого времени оставалось неизданным, а партитура считалась утраченной.

Уже после смерти композитора, в 1944 году, удалось найти оркестровые голоса симфонии, благодаря чему была восстановлена и партитура сочинения. Второй раз мир увидел симфонию только в 1945 в Москве. На этот раз она имела оглушительный успех.

Одна часть сочинения, продолжительностью около 12 минут, увидела свет только в 1947 году, и называлась “Юношеская симфония”.

5. Фортепианный концерт №3

Фортепианный концерт №3 – это знаменитейшее произведение автора было закончено в 1909 году. По сей день оно считается одним из самых часто исполняемых сочинений Рахманинова.

Композиция славится своим техническим требованием к пианисту и объективно является одним из самых сложных произведений в стандартном фортепианном жанре. Сочинение было написано на даче Рахманинова в Ивановке.

Третий фортепианный концерт представляет собой пик творчества композитора периода второй половины 1900-х годов. Этим произведением он как бы завершает и подводит итог в этой сложной драматической полосе творческих поисков. И при этом, концерт не содержит тех изъянов, которые имели место в предшествовавшим ему сочинениях автора, написанных в других жанрах.

6. Вокализ, соч.34 №14

Вокализ, соч.34 №14 – это сочинение Рахманинова увидело свет в 1912 году в качестве заключительной из его “Четырнадцати песен, опус 34”. Созданная специально для голоса, она не содержит слов, а исполняется на одном только гласном звуке. Произведение автором посвящалось Антонине Неждановой.

В оригинальной версии композитор указывает, что сочинение может исполняться как сопрано, так и тенором, хотя чаще всего отдается предпочтение именно сопрано.

За всю свою историю вокализ был транспонирован на несколько других тональностей, что обеспечило возможность исполнителю избирать для себя наиболее удобную.

7. Симфонические танцы

Сочинение Симфонические танцы создавалось композитором в очень непростой период его жизни, можно сказать, на очередном жизненном изломе.

За несколько лет, которые Рахманинов провел в эмиграции, у него успел сложиться определенный режим гастрольной деятельности, с обязательным перерывом в летний период.

Начиная с 1931 года, семья мэтра проводила каждое лето на вилле “Сенар” в Швейцарии. В этом месте Рахманинов не только приходил в себя после насыщенного гастрольного сезона, но и работал над новыми музыкальными произведениями. С началом Второй мировой войны, планы мастера кардинально изменились.

Лето 1940 года Рахманинов провел вблизи Нью-Йорка. Здесь, мучаемый переживаниями о дочери, которая осталась в оккупированном немецкими войсками Париже, за рекордно короткий срок Рахманинов создал последнее в своей жизни симфоническое произведение.

8. Симфония №2

Рахманинов очень хотел поразить российскую публику еще своей Первой симфонией, написанной им в 1895 году, поэтому ее оглушительный провал стал причиной депрессий и дли­долгого творческого упадка.

Симфония №2 увидела свет в январе 1908 года в Санкт-Петербурге под управлением автора. А уже через месяц ее представили в Москве. К счастью, на этот раз симфоническое сочинение Рахманинова имело огромный успех и попало в список лучших произведений.

9. Рапсодия на темы Паганини

Композитор работал над произведением Рапсодия на темы Паганини на вилле Сенар (Швейцария) летом 1934 года. Премьера сочинения состоялась в Lyric Opera House в Балтиморе уже 7 ноября того же года.

В этой завораживающей музыке ностальгия по прошлому на Родине сочетается с откровенной “дьявольщиной”. Не зря Рахманинов добавил в неё мотив “Dies irae”.

10. Фортепианный концерт №2

Сочинением Фортепианный концерт №2, написанным в самом начале XX века, и другими произведениями, созданными в этот период, Рахманинов навсегда вписал свое имя в ряд величайших мастеров мировой музыки. Эра творческих исканий осталась позади, начался период продуктивной работы.

Второй концерт занял особое место во всем творчестве композитора, став чуть ли не самым узнаваемым его сочинением. И это случилось не только за счет невероятной мелодичности и выразительности композиции, но и благодаря тому, что здесь Рахманинов несравнимо ярко смог воплотить те состояния радостного предвкушения и творческого взлета, которыми были поглощены широкие слои общества Российской Империи на пороге XX века.

Посвящено произведение было известному в то время врачу Николаю Далю, во многом благодаря усилиям которого, Рахманинов смог прийти в себя после провала Первой симфонии и вернуться к сочинительству после долгого “застойного” периода.

Сергей Рахманинов. Симфония №2

Сергей Рахманинов. Лучшие произведения. Подборка

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

9120