Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

12.06.2024 18:29 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Борьба на опоясках. О чем рассказала редкая фотография из фондов Артемовского исторического музея?

Автор: Воробьёва Н.Ю.
Научный сотрудник Артемовского исторического музея

100 лет событиям на снимке «Борьба в селе Большое Трифоново. 1924 год».

село Большое Трифоново 1924 год. Фрагмент.

Новые знакомства в интернете помогают находить единомышленников и, просто, интересных увлеченных людей.

Такие встречи позволяют нам взглянуть на наши богатства по-новому, что называется «свежим взглядом»…

Так случилось и со снимком, созданным 100 лет назад неизвестным фоторепортером. Это произошло в селе Большое Трифоново ныне Артемовского района Свердловской области.

Оказывается, на снимке не просто фрагмент сельского праздника, на нем представлена борьба на опоясках, к сожалению, в наши дни почти забытая…

Вот, что мы узнали от тюменского историка-этнографа Александрова А.В.:

«…Меня зовут Александров Андрей, я историк-этнограф из г. Тюмени.

Тема моего исследования: Состязательно-прикладная культура русских Среднего Зауралья I половина XIX — II половина XX века. Это кулачный бои, борьба, силовые состязания. Давно исследую традиционную русскую борьбу на опоясках мало известную историкам, но широко известную у русских Приуралья, Урала и Зауралья.

Недавно на эту тему я как автор-составитель написал небольшую книгу.

Она распространяется для всех бесплатно, в цифровом формате.

Это наши общие традиции, хочется дать им широкую дорогу для распространения.

На днях меня порадовала находка — фотография из ваших музейных фондов…

…Ещё одно фотоизображение русской борьбы на опоясках, в которой пояс завязан через плечо и вокруг талии…Опояска импровизированная, видимо вместо неё устроители праздника используют конские вожжи или кожаный ремень — через седельник….».

В электронной версии книги читаем:

«…Борьба на опоясках — это состязание, в котором соперники пересиливают один другого с помощью обоюдного захвата за специальные опояски из длинного куска материи.

Её надевали через плечо, скручивали на боку, оборачивали вокруг талии. Борцы брались за лямку в районе плеча и за скрутку на боку. Они обеспечивали уверенный захват. формировали технику и узнаваемый стиль борьбы.

Это состязание было ярким проявлением мужской культуры русского старожильческого населения – мирских, челданов и старообрядцев Урала и Западной Сибири, в том числе, юга Тобольской губернии и юга Тюменской области II пол. XIX – I пол. XX века.

В результате коренных изменений в жизни страны в 1930-60-е годы борьба постепенно вышла из употребления и была забыта.

В наши дни она возрождается в виде традиционного праздничного состязания, приобретает известность и популярность в других регионах нашей станы. Борьба на опоясках имеет все шансы стать национальным видом спорта Тюменской области и спутником общенациональной борьбы самбо.

Важно отметить, что одной из актуальных проблем нашего времени остается проблема физического и патриотического воспитания подрастающего поколения. Перед нашими предками эта проблема не стояла. Русский воин был по своей сути крестьянин.

Основным занятием, развивавшим физическую силу, волевые и нравственные качества, был тяжелый коллективный физический труд. К нему приучали с малых лет, делая ребёнка равноправным участником трудового процесса как семьи, так и всей крестьянской общины.

Не последнюю роль в воспитании достойного человека играла мужская состязательная культура, представленная разнообразными играми.

Раньше о клубах, секциях и дворцах спорта не было речи. Все состязания проходили на природе, в определенные праздники, в естественной среде.

Советский период внес в жизнь и уклад народа изменения. Постепенно выходили из обихода многие праздники, а те, что остались, изменили свое название или содержание. Например, Проводы русской зимы или Праздник березки…

Организаторы культурно-массовых мероприятий вводили новые игры – бег в мешках, с коромыслом и вёдрами и др. Взаимосвязь между праздничной и состязательной культурой постепенно исчезла, место народных игр занял спорт.

Сегодня мы наблюдаем подъем интереса к национальным праздникам, многие приобрели массовый характер. Нельзя представить современный город без Широкой Масленицы или Сабантуя. Одновременно актуальными становятся и состязания, существовавшие раньше, как наполнение праздника.

Русские рукопашные состязания и игры прошли сложный путь, появился шанс дать им широкую дорогу и путь национального вида спорта Тюменской области. В них ценности и духовная память нашего народа…».


При подготовке публикации использованы материалы историко-этнографического сборника «Борьба на опоясках русских старожилов юга Тобольской губернии / Тюменской области II пол. XIX – I пол. XX века».

Александров Андрей Владимирович, Клуб ТОДЭИФ г. Тюмень

Мельникова Ярослава Олеговна, г. Тюмень, автор проекта «Наше наследие».

Эта информация будет интересна специалистам-этнографам, студентам, преподавателям, руководителям историко-этнографических сообществ, тренерам и всем, кто интересуется традиционно состязательно-прикладной культурой русских.

Книга выпущена в 2022 году в рамках проекта «Наше наследие» при поддержке Департамента культуры Тюменской области с использованием средств областного бюджета в рамках регионального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

с.Б.Трифоново 1924 год.
с.Б.Трифоново 1924 год. Фрагмент.
Обложка книги.
Ермак борется. Летопись С.У. Ремизова.
Ермак борется. Летопись С.У. Ремизова фрагмент.
Фрагмент рисунка Ф.К. Зобнина, 1891 г.
Фото А.И. Кочешев, г. Курган, берег Тобола, праздник Св. Троицы.
Надетая опояска.
Опояска с. Голымшаново.
Борьба на опоясках.
Борьба без опояски.
Борьба без опояски.
Борьба Проводы в армию Ялуторовский район.
День города, г. Сухой лог, Свердловская обл. 2019 г.
День города Сухой Лог.
День города Сухой Лог.
Александров Андрей Владимирович.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

90