Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Артемовский художник и мастер декоративно-прикладного искусства Алексей Николаевич Каргаполов (15.05.1928 – 25.05.2002)

Автор: Н.Ю. Воробьева
Научный сотрудник МБУК «Артемовский исторический музей»

Известный артемовский автор, лауреат премии «Уральский Левша» памяти Сысолятина А.М.

Уроженец с. Покровского Артемовского района, 1928 года рождения.

Учился на Заочных курсах самодеятельных художников Всесоюзного Дома народного творчества в Москве (позднее – Заочный народный университет искусств им. Н.К.Крупской).

Он долгое время был автором герба г. Артемовского (победил в закрытом конкурсе среди 36 участников).

Работы экспонировались на нескольких коллективных и персональных выставках в Артемовском историческом музее, его творчество было представлено на персональной выставке в Ирбитском музее изобразительных искусств (1983г.).

Он участник областной выставки-конкурса «Мой край родной» в Театре эстрады в 1999 году. Многие помнят его ларец до сих пор!!

Будучи еще подростком, в период Великой Отечественной войны, трудился на разных сельхозработах в колхозе, а затем — на Егоршинском радиозаводе, освоил профессию рабочего – термиста (а это вредное производство).

Подобные навыки пригодились творческой натуре Алексея Каргаполова: он научился работать с кислотой по металлу, освоил технику «травления», в результате — появились герб Артемовского на металле, памятная медаль к 100-летию со дня рождения товарища Артема (Федора Андреевича Сергеева), известного государственного деятеля и революционера.

Настоящая слава пришла к нему как мастеру ДПИ, когда он освоил технику под названием «скань», «филигрань» (опять работая с металлом). А ещё он использовал уральские поделочные камни, стеклярус, различные виды проволоки. В этой технике сделан уже упомянутый «Ларец», знаменитое панно по сказам П.П.Бажова «Хозяйка медной горы», хранящееся в нашем музее.

Люди, знающие мастера давно, помнят его как опытного художника-оформителя на ЕРЗ, где ему были подвластны все виды оформительских работ.

По воспоминаниям известного артемовского фотохудожника Эдуарда Леонидовича Соколова (его мама тоже носила фамилию Каргаполова, да и жили они по соседству, на одной улице, «через два дома») творческое начало проявлялось у Алексея Каргаполова с юношеских лет.

Будучи еще совсем молодым человеком, он уже пробовал себя в живописи.

Соколов Э.Л. рассказывает, как вся деревня «ходила на экскурсии» в дом Каргаполова, чтобы посмотреть на «Гибель Помпеи» — живописную копию известного шедевра живописи, а ведь художнику тогда было лет 16…!

Мастера отличали такие качества как настойчивость, терпение, в некотором смысле, даже упрямство, когда речь шла о воплощении задуманного художником в жизнь. Именно эти черты характера и увлеченность позволяли создавать необычные, самостоятельные по замыслу, произведения искусства.

Изучая биографию мастера, стало известно, что в Советскую Армию Каргаполов А.Н. был призван в послевоенный период, в конце 1940-х годов, со слов сына Николая Алексеевича, отец принимал участие в операциях по ликвидации антисоветских банд и отрядов на Западной границе СССР, был в командировке на Памире. О службе в армии есть неплохая подборка фотографий, они свидетельствуют о том, что и в этот период времени Алексею удавалось находить время для занятий творчеством, писать картины, делать живописные копии. О тяготах и опасностях армейской службы он предпочитал не рассказывать.

И, всё же, особое место в жизни мальчишек военного времени занимают воспоминания о той поре: голодное детство, тяжелая изнурительная работа «в поле» и дома, ранения односельчан, гибель и похоронки на родных и близких. А их в «Артемовской книге памяти» (1991г.) около десятка будет с фамилией «Каргаполовы»! В этом скорбном списке находятся не только погибшие в Великую Отечественную, но и жертвы Гражданской войны, политических репрессий 1930-50-х годов, погибшие в локальных войнах 20 века.

Не давала покоя «Книга памяти» Алексею Николаевичу: думал, готовился, делал многочисленные наброски, эскизы, подбирал различные материалы (в «эпоху дефицита») и сделал-таки «ХРАМ ПАМЯТИ» — «памяти убиенных и нерожденных»! В его изготовлении он применил различные техники: «теснение по фольге», скань из проволоки, использовал наши уральские самоцветы (шайтанский переливт, родонит, агат).

Эта работа, безусловно, является вершиной его творчества, не только потому, что занимает почетное место в музейной экспозиции и всегда привлекает к себе многочисленные взгляды посетителей, но её можно считать результатом долгих размышлений и переживаний настоящего самобытного мастера «о судьбах Родины». Теперь мы понимаем, что это — попытка автора сделать уменьшенную модель алтарной части Храма, когда говорить, а, тем более, что-либо делать на подобную тему было ещё совсем немодно, непопулярно!

«Памяти убиенных и нерожденных» — слова, написанные на центральной части произведения А.Н. Каргаполова, побуждают остановиться, некоторых — приводят в замешательство, а нам, ныне живущим, дают возможность задуматься и вспомнить о своих родных близких людях…

Каргаполов Алексей Николаевич.
Каргаполов А.Н. до службы в рядах Советской Армии.
Герб г. Артемовского. Каргаполов А.Н.
Медаль к 100-летию Артема. Каргаполов А. Н.
Слева направо: Каргаполов А.Н., Фаттахутдинов В.И., Фефелов С.П. Егоршинский радиозавод, Художественная мастерская.
Каргаполов А.Н. Ларец. Фото из Каталога областного конкурса.
На выставке Каргаполова А.Н. в Артемовском историческом музее, 1998 г.
Каргаполов А.Н. Хозяйка медной горы.
Каргаполов А.Н. Храм памяти убиенных и нерожденных.

Выражаем благодарность Налимовой Елене Анатольевне, музыкальному руководителю МБДОУ №31, за сотрудничество с Артемовским историческим музеем и создание видеопрезентаций для раздела «Искусство против войны».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

180