Артемовский художник и мастер декоративно-прикладного искусства Алексей Николаевич Каргаполов (15.05.1928 – 25.05.2002)
Известный артемовский автор, лауреат премии «Уральский Левша» памяти Сысолятина А.М.
Уроженец с. Покровского Артемовского района, 1928 года рождения.
Учился на Заочных курсах самодеятельных художников Всесоюзного Дома народного творчества в Москве (позднее – Заочный народный университет искусств им. Н.К.Крупской).
Он долгое время был автором герба г. Артемовского (победил в закрытом конкурсе среди 36 участников).
Работы экспонировались на нескольких коллективных и персональных выставках в Артемовском историческом музее, его творчество было представлено на персональной выставке в Ирбитском музее изобразительных искусств (1983г.).
Он участник областной выставки-конкурса «Мой край родной» в Театре эстрады в 1999 году. Многие помнят его ларец до сих пор!!
Будучи еще подростком, в период Великой Отечественной войны, трудился на разных сельхозработах в колхозе, а затем — на Егоршинском радиозаводе, освоил профессию рабочего – термиста (а это вредное производство).
Подобные навыки пригодились творческой натуре Алексея Каргаполова: он научился работать с кислотой по металлу, освоил технику «травления», в результате — появились герб Артемовского на металле, памятная медаль к 100-летию со дня рождения товарища Артема (Федора Андреевича Сергеева), известного государственного деятеля и революционера.
Настоящая слава пришла к нему как мастеру ДПИ, когда он освоил технику под названием «скань», «филигрань» (опять работая с металлом). А ещё он использовал уральские поделочные камни, стеклярус, различные виды проволоки. В этой технике сделан уже упомянутый «Ларец», знаменитое панно по сказам П.П.Бажова «Хозяйка медной горы», хранящееся в нашем музее.
Люди, знающие мастера давно, помнят его как опытного художника-оформителя на ЕРЗ, где ему были подвластны все виды оформительских работ.
По воспоминаниям известного артемовского фотохудожника Эдуарда Леонидовича Соколова (его мама тоже носила фамилию Каргаполова, да и жили они по соседству, на одной улице, «через два дома») творческое начало проявлялось у Алексея Каргаполова с юношеских лет.
Будучи еще совсем молодым человеком, он уже пробовал себя в живописи.
Соколов Э.Л. рассказывает, как вся деревня «ходила на экскурсии» в дом Каргаполова, чтобы посмотреть на «Гибель Помпеи» — живописную копию известного шедевра живописи, а ведь художнику тогда было лет 16…!
Мастера отличали такие качества как настойчивость, терпение, в некотором смысле, даже упрямство, когда речь шла о воплощении задуманного художником в жизнь. Именно эти черты характера и увлеченность позволяли создавать необычные, самостоятельные по замыслу, произведения искусства.
Изучая биографию мастера, стало известно, что в Советскую Армию Каргаполов А.Н. был призван в послевоенный период, в конце 1940-х годов, со слов сына Николая Алексеевича, отец принимал участие в операциях по ликвидации антисоветских банд и отрядов на Западной границе СССР, был в командировке на Памире. О службе в армии есть неплохая подборка фотографий, они свидетельствуют о том, что и в этот период времени Алексею удавалось находить время для занятий творчеством, писать картины, делать живописные копии. О тяготах и опасностях армейской службы он предпочитал не рассказывать.
И, всё же, особое место в жизни мальчишек военного времени занимают воспоминания о той поре: голодное детство, тяжелая изнурительная работа «в поле» и дома, ранения односельчан, гибель и похоронки на родных и близких. А их в «Артемовской книге памяти» (1991г.) около десятка будет с фамилией «Каргаполовы»! В этом скорбном списке находятся не только погибшие в Великую Отечественную, но и жертвы Гражданской войны, политических репрессий 1930-50-х годов, погибшие в локальных войнах 20 века.
Не давала покоя «Книга памяти» Алексею Николаевичу: думал, готовился, делал многочисленные наброски, эскизы, подбирал различные материалы (в «эпоху дефицита») и сделал-таки «ХРАМ ПАМЯТИ» — «памяти убиенных и нерожденных»! В его изготовлении он применил различные техники: «теснение по фольге», скань из проволоки, использовал наши уральские самоцветы (шайтанский переливт, родонит, агат).
Эта работа, безусловно, является вершиной его творчества, не только потому, что занимает почетное место в музейной экспозиции и всегда привлекает к себе многочисленные взгляды посетителей, но её можно считать результатом долгих размышлений и переживаний настоящего самобытного мастера «о судьбах Родины». Теперь мы понимаем, что это — попытка автора сделать уменьшенную модель алтарной части Храма, когда говорить, а, тем более, что-либо делать на подобную тему было ещё совсем немодно, непопулярно!
«Памяти убиенных и нерожденных» — слова, написанные на центральной части произведения А.Н. Каргаполова, побуждают остановиться, некоторых — приводят в замешательство, а нам, ныне живущим, дают возможность задуматься и вспомнить о своих родных близких людях…
Выражаем благодарность Налимовой Елене Анатольевне, музыкальному руководителю МБДОУ №31, за сотрудничество с Артемовским историческим музеем и создание видеопрезентаций для раздела «Искусство против войны».
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.