Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

09.06.2023 12:23 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Абакумов Иван Федорович - узник военного лагеря Дортмунд

Автор: Воробьёва Н.Ю.
Научный сотрудник Артемовского исторического музея

К «Семейному съезду рода Абакумовых»

Абакумов Иван Федорович, участник Великой Отечественной войны, узник военного лагеря Дортмунд. Фото 1950-х годов из фондов Артемовского исторического музея.
Абакумов Иван Федорович. Фото 1970-х годов из фондов Артемовского исторического музея.

И.Ф. Абакумов родился в 1912 году в С.Б. Трифоново Артемовского района. Жил в селе, работал, женился, растил двух сыновей.

И вдруг война. 1 января 1942 года Иван Федорович был призван в Красную армию.

Пришлось проститься с дорогой женой и малыми сыновьями. Участвовал в жарких боях за взятие Касторной, на Курской дуге, под станциями Старый и Новый Оскол.

Ночь на 13 апреля 1943 года стала для Ивана Федоровича роковой. По приказу командования полка минометная рота, в составе которой воевал Иван Федорович, должна была пройти в тыл противника, окопаться, а на рассвете открыть массированный минометный огонь по врагу. Этим маневром намечалось создать замешательство в рядах противника. А советские передовые части должны были, воспользовавшись этой ситуацией, сходу столкнуть фашистов с укрепленного рубежа и штурмом овладеть городом Сумы.

Но произошло непредвиденное. Немцы, разгадав замысел наших, бросили целый полк на уничтожение роты минометчиков. Иван Федорович, раненый, полуживой, с группой в семь человек попал в руки врагов.

В вагонах, набитых до отказа, увезли в Германию более трех тысяч военнопленных. Через несколько суток эшелон остановился в немецком городке Дортмунде. В концлагерь «Веселая жизнь» немцы поселили около 60 тысяч человек.

Иван Федорович с первых дней затаил мысль о побеге. Нашелся и единомышленник, Александр Зверев. Побег совершить сумели, но не прошли и 20 километров, как были схвачены. Зверев не выдержал мучений, которым подвергали их немцы, скончался, а Ивана Федоровича чуть живым бросили в тот же лагерь, но уже в барак особого надзора под номером 326. Дали полосатую одежду и нагрудный знак № 83. С этого дня узник должен был забыть свое имя и фамилию. В этом бараке номера доходили только до ста. Если военнопленных набиралось больше сотни, их расстреливали или уничтожали другим способом. После побега узник был лишен лагерного пайка, и без того скудного, на несколько дней. Но товарищи по бараку, приговоренные к смерти, делились пайкой эрзац-хлеба. Здесь Иван Федорович испытал всё, что характерно для концлагеря.

13 апреля 1945 года узников этого лагеря освободили американские войска. Сначала дистрофиков откармливали месяца полтора, потом стали уговаривать поехать на жительство в Америку, пугая тем, что Родина не простит предательства. «Будь что будет», — думал И.Ф. Абакумов и решил вернуться домой, к семье. Был передан в числе других узников советским войскам. А дальше – фильтрация, возвращение гражданства СССР, но только 35-летнего Ивана Федоровича отправили не в Большое Трифоново, к дорогой жене и детям, а в поселок Таштагол Кемеровской области на стройку, т.е. на принудительные работы. А самым страшным было то, что не известно было, какой срок придётся здесь жить: год, два или всегда. Документов на руках – никаких.

На фронте и в концлагере скучал Иван Федорович по своей семье. Бывало, закроет глаза и видит: родное Б. Трифоново, мысленно идет он по улице, вот и его дом, около дома резвятся его сорванцы, увидели отца – бросились к нему наперегонки; а в доме милая жена собирает ужин. И много других картин рисовал мысленно Иван Федорович, чаще других – как встретит его жена и повзрослевшие сыны. Никогда и в мыслях не держал предать жену, сыновей. Но…обстоятельства иногда бывают сильнее человека, жизнь ставит свои проблемы, и приходится их решать.

Истосковался мужик по женской ласке, да и конец срока неизвестен. А тут замелькала перед глазами Машенька, молодая, стройная. И соблазнился Иван Федорович. Тут и детишки появились. Стал строить свой дом. Но не прижился Иван в Таштаголе. Родина тянула, звала. И как только появилась возможность, заявился Иван в родное село… с новой семьей: молодой женой и малыми детьми.

Как осуждать его? Думаю: не он и не его жена Мария Ивановна, а обстоятельства… Ведь не по своей вине пришлось И.Ф. Абакумову больше десяти лет отсутствовать дома.


При подготовке публикации использованы материалы из книги О.М. Мартыновой «Против собственного народа» и фондов Артемовского исторического музея.

#семейныйсъездАбакумовых #родАбакумовых #Покровское #Артемовский #Каргаполовы #Белоносовы #Абакумовы #Артемовский #Артемовскийисторическиймузей

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

77