Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Заслуженный строитель РСФСР Богдан Мельзер

Автор: Воробьёва Н.Ю.
Научный сотрудник Артемовского исторического музея

К 100-летию со дня рождения Почетного гражданина г. Артемовского

Мельзер Богдан Яковлевич
Почетные граждане АГО в Артемовском историческом музее. 1996 г.

3 декабря исполнилось бы 100 лет нашему земляку — Мельзеру Богдану Яковлевичу (03.12.1923 — 22.01.1998), об этом же свидетельствуют и энциклопедии:

«Заслуженный строитель РСФСР (1979), начальник строительно-монтажного поезда № 386 Министерства путей сообщения, Почетный гражданин города Артемовского (1988)».

В фондах Артемовского исторического музея хранятся некоторые документы из семьи Почетного гражданина г. Артемовского. А более подробно вспомнить его биографию нам «поможет» фрагмент книги О.М. Мартыновой «Против собственного народа»:

«…Б. Я. Мельзер родился в 1923 г. на хуторе Рудиковка Николаевского района Сталинградской области в крестьянской семье. В 1930 г. семья была раскулачена. Богдан с матерью были выведены из дома, но не выселены, а отец арестован и отбывал в лагерях четыре года.

В 1935 г. семье вернули дом и приехал отец. Жизнь стала налаживаться. Родители хотели, чтобы их единственный сын получил образование, и после окончания хуторской начальной школы отправили его учиться в семилетку в соседнее село. В 1937 г. отца арестовали снова, отбывал он 10 лет в исправительных лагерях. В год окончания Богданом семилетки открылась межрегиональная средняя школа на станции Паласовка.

Хотя у него появилось еще два братика-близнеца, мать отправила его продолжать образование, где еще год он учился на немецком языке, а в 9-10 классах уже на русском.

В ночь с 21 на 22 июня 1941 г. был большой праздник, посвященный первому выпуску школы. Выпускников было немного, всего 20 человек. На вечере каждый делился своими планами, чего намерен добиться, кем видит себя в будущем. В планах на ближайшее будущее у Богдана был Саратовский университет, физико-математический факультет.

Но... Успели несколько часов отдохнуть и 22 июня все встретились у райвоенкомата по зову сердца: патриоты. Всех, кроме двоих, сразу забрали в армию, а Богдану и другому юноше было сказано: “Вы чуть позже пойдете в военное училище”.

Но Советское правительство в патриотизме советских немцев сомневалось: вдруг найдут "общий язык" с фашистами. И 28 августа 1941 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о переселении немцев Поволжья в глубь страны. Колхозники хутора Рудиковка спешно начали убирать урожай. Все прибрали: и колхозное, и свое личное. Сдали государству хлеб, скот, птицу.

25 сентября 1941 года отправились на новое место жительства. Путь был длинным и трудным: на лошадях до райцентра, на барже по Волге до Астрахани, а от Гурьева до Семипалатинска через весь Казахстан “пилили” поездом, так как больше стояли, чем ехали: путь все время был занят.

Определили жить в селе Некрасовка Урджарского района. Работать в колхозе. Мужики смирились, успокоились: на хорошие земли переселили, плодородные, вон в колхозе какой богатый урожай. И приступили к уборке урожая уже казахстанского. Все бы ладно, но приходит Богдану повестка: прибыть в райвоенкомат.

Он и рад: молодой, здоровый, его место на фронте. Но узнает, что мобилизуют его в трудовую армию, а не в действующую. И 25 января 1942 г. в числе других мужчин немецкой национальности увезли его в Соликамский район Молотовской (ныне Пермской) области, где передали в распоряжение НКВД. Спецодежда: хлопчатобумажные красные штаны и чуни с унтами, простеженными ватой. Работали на строительных объектах вне лагеря, на работу и с работы ходили строем через проходную, где, конечно, тщательно проверялось наличие трудармейцев. Быт был организован: столовая, баня, больница с высококвалифицированными врачами. Выполняющим норму — 800 граммов хлеба, тем, кто не выполняет, — 500. Люди умирали и от недоедания, и от холода: зимы были морозные. Работая на улице полный день, переохлаждались, болели и гибли.

В 1945 г. Богдан Яковлевич был переведен в Верещагино на строительство трикотажной фабрики. Здесь, будучи трудармейцем, в 1947 г. женился. А в 1948 г. по указу о вечном поселении советских немцев в районах высылки лагерь НКВД трудармейцев был закрыт, а Богдана Яковлевича с женой Лидией Яковлевной, как людей немецкой национальности, поставили на спецучет, и стали они спецпоселенцами. Самостоятельно выехать никуда не могли.

Строительство трикотажной фабрики закончилось, и Богдан Яковлевич уже самостоятельно перешел на строительство Верещагинского шлакоблочного завода треста “Дорстрой”.

К этому времени он уже приобрел знания по учебникам, опыт — на практике и работал мастером. Но страстно хотелось в совершенстве овладеть профессией, и в 1949 г. он поступает на заочное отделение Пермского института промышленности и стройматериалов, филиала Пермского госуниверситета.

Но... проучился только два семестра. Как спецпоселенец он должен был в определенное число каждого месяца отмечаться в спецкомендатуре. Однажды он не явился. Почему? Был на сессии в институте. Когда вернулся домой, был оштрафован на 50 рублей. Квитанция об уплате штрафа хранится в городском музее как документ, свидетельствующий об унижении, о несвободе личности.

Было больно и обидно: в чем же он провинился перед Советской властью, за что лишен возможности чувствовать себя гражданином своей страны. Противно было ходить в спецкомендатуру и просить разрешения на поездку в институт.

Решено: учебу в институте прекратить, тем более, что хорошие учителя были рядом. Например, главный инженер строительства Казимир Адамович — грамотный, толковый инженер, прекрасный организатор. Он очень помог на практике овладеть профессией строителя. И Богдан Яковлевич работал и нормировщиком, и мастером, и прорабом.

Начальство решило отправить его в командировку на самостоятельную работу. Богдану очень хотелось испытать себя, но вынужден был сказать начальству, что он не свободен, на учете в спецкомендатуре и распорядиться собой не имеет права.

Надо было видеть, как возмущен был начальник: “Мы тебе доверяем работу, где ты оперируешь сотнями тысяч и миллионами рублей государственных средств, ты возводишь предприятия, квартиры для людей, а через дорогу находится спецкомендатура, которая следит за тобой и считает тебя врагом тех, для кого ты трудишься. Это же абсурд!”

Этот абсурд продолжался до 1955 года, пока не был отменен режим спецпоселений. В 1956 г. Б. Я. Мельзер был направлен на строительство объектов Тюмени, а затем — завода железобетонных конструкций на станции Баженово.

На станции Егоршино в это время функционировал прорабский пункт треста “Дорстрой”. В 1965 г. прораб заболел, слег в больницу. Богдана Яковлевича попросили на месяц заменить прораба. Прораб через месяц уволился. Богдан Яковлевич остался вместо него и организовал работу так, что прорабский пункт в 1968 году был преобразован в строительно-монтажный поезд № 386 Дорстройтреста Свердловской железной дороги. Под руководством Б. Я. Мельзера построено много объектов в нашем городе: школа-интернат № 7, стадион “Локомотив”, дом связи на ул. 8 Марта и городской узел связи, водонапорные башни ст. Егоршино и в пионерском лагере “Зеленый луг", бытовой корпус вагонного депо, пристрой к железнодорожной больнице, детский сад на 140 мест на ст. Егоршино и несколько жилых домов.

За заслуги в области строительства Президиум Верховного Совета РСФСР указом от 28 апреля 1979 г. присвоил Мельзеру Богдану Яковлевичу почетное звание “Заслуженный строитель РСФСР”, а 1 декабря 1988 г. сессия Артемовского городского Совета народных депутатов присвоила другое почетное звание «Почетный гражданин города Артемовского»…»


При подготовке публикации использованы материалы из фондов Артемовского исторического музея и из книги О.М. Мартыновой «Против собственного народа» (г. Артемовский. 1997г.)

Мельзер Б.Я. Копия свидетельства о присвоении звания "Заслуженный строитель".
Мельзер Б.Я. Копия свидетельства о присвоении звания "Заслуженный строитель"
Постановление коменданта Спецкомендантуры Верещагинского РО МГБ Молотовской области о наложении на Мельзера Богдана Яковлевича  штрафа. 1953 г.
Квитанция ЛВ №505708 Госбанка СССР об уплате штрафа 50 руб. Мельзер Б.Я. 1953 г.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

63