Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Анна Сухова. Учитель и война

Автор: Воробьёва Н.Ю.
Научный сотрудник Артемовского исторического музея

О судьбе учителя Суховой А.А. в годы Великой Отечественной войны, в рамках виртуального музейного проекта «Учитель – звучит гордо!»

Анна Александровна родилась в 1915 году в селе Покровском. Она, студентка заочного отделения Свердловского пединститута, утром 22 июня 1941 года, сдав последний экзамен по древней литературе, поехала навестить подругу, поделиться радостью, что все экзамены сданы успешно, как говорится, “гора с плеч свалилась”, можно расслабиться, тем более, что погода прекрасная, впереди длинный воскресный день. И в трамвае услышала: “Война!” Расслабиться не удалось ни в этот день, ни в следующий, а наоборот, “закусив удила” пришлось тянуть “тяжелый воз”.

Анна Александровна вспоминает: “Я работала тогда завучем и учителем русского языка и литературы в Покровской средней школе. Когда вернулась с сессии домой, узнала, что учителя нашей школы, обсудив, как они могут помочь Красной Армии ковать победу, объявили себя мобилизованными на время летнего отпуска — все пошли работать в колхоз на полевые работы. Все лето работала в колхозе и я.

В то время огромное значение придавалось агитационной работе. Все село разбили на участки, к каждому участку прикрепили агитатора. Я тоже получила участок. Собирались у кого-нибудь в доме. Я рассказывала о положении на фронтах войны, о событиях в стране, а так как в начале войны наша армия долго отступала, старалась успокоить женщин, мол, надо только потерпеть, враг будет разбит, победа будет за нами. Проводила на этом участке подписку на 1 Военный Государственный Заем‚ собирала средства для военно-санитарного поезда № 227, сформированного нашими железнодорожниками, и теплые вещи для фронтовиков, сама сдала три свитера — все, что было у меня.

Но это только общественная работа, а основная работа — завуч школы, учитель трех пятых классов — эта работа требовала много времени, напряжения всех сил. Как завуч должна организовать учебно-воспитательный процесс в школе, работу кустового методического объединения (КМО), которое вела Елена Александровна Бердникова.

А тут еще учителей стали призывать в армию. Ушли один за другим: Максим Романович Хорьков — историк, Александр Павлович Кузьминых — физик, Петр Савельевич Абакумов*** — математик, Виктор Фадеев — физик и другие. Кем заменить? Как организовать учебно-воспитательный процесс при нехватке учителей — забота завуча. Хорошо, что в район стали прибывать эвакуированные учителя.

В мае 1942 года была переведена завучем и учителем русского языка и литературы в Бурсунскую неполную среднюю школу.

Здесь та же работа, что и в Покровской школе: организация учебного процесса, методической работы, чтобы каждый урок был эффективным — надо было научить на уроке каждого ученика, ведь дома у многих детей не было не только условий к выполнению домашних заданий, но и стимула к этому, так как многие дети учились полуголодными.

Моей обязанностью была подготовка всех совещаний, собраний педагогического коллектива и учить детей. Огромное внимание уделялось всеобучу: после семи лет жизни каждый ребенок должен был быть “охвачен” школой. Нет у него одежды, обуви — “болела голова” директора школы, классного руководителя, они должны были любым путем создать ребенку условия, чтобы он мог школу посещать.

Сами учителя ремонтировали школьное здание, мебель, заготовляли дрова для отопления школы в течение всей зимы, а школа — двухэтажное здание. Брали на заготовку дров и учащихся седьмых классов, конечно, ослабленных не брали. Сначала делянка была между поселками Кировка и Буланаш. Ночевать ходили домой, умаешься за день — еле ноги домой притащишь, ведь сами учительницы валили деревья: отрубали сучья, жгли их ученики, а потом дерево распиливалось на чурки.

Работа тяжелая, да и питание понятно, каким было — уставали очень. А в последний год делянку дали на Вересовке. Поселили нас в заброшенный барак — было легче: хотя за день устанем, но домой не идти. Сами варили какую-то еду. Вечером у костра пели песни, забыв об усталости.

Материально нам с дочкой на Бурсунке стало потруднее, ведь в Покровском мы жили у моих родителей, а у них корова — молоко для моей дочки было всегда, да и мне перепадало нередко. А тут лишились этого удовольствия. Пришлось думать, как поддержать своего ребенка. Променяла лучшие блузку и юбку, выменяла маленькую козочку, стала ее растить — выросла коза, стала давать молочко. Приобрела я кур, около школы раскопала целину, развела огород.

Все приспосабливались как-то жить, ведь хлебные пайки были очень малы. Кто не мог приспособиться, голодал. Днем в школе для учеников был завтрак — маленький-маленький кусочек черного хлеба и чайная ложка сахару, но многие дети и его ждали с нетерпением.

При всех трудностях, вызванных войной, мы, учителя, жили активной жизнью: свою работу выполняли добросовестно, а кроме этого, работали агитаторами, собирали с населения деньги в фонд обороны, готовили воинам подарки, участвовали в художественной самодеятельности при шахтном клубе, ставили пьесы, с концертами выступали и в клубах шахт “Ключи” и имени Кирова.

Молодыми были — энергия ключом била, да и понимали — надо поддерживать моральный дух населения, а мы, учителя, просто должны это делать. Да и кто, если не мы, комсомольцы?”

За труд во время войны Анна Александровна Сухова награждена медалью “За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.”, а в последующие годы награждена медалями “За трудовую доблесть”, “За трудовое отличие”, “Ветеран труда”, знаком “Отличник народного просвещения РСФСР”.

Из архива дочери — Суховой Т. Ф. на основе заметки из газеты «Артемовский рабочий»:

Анна Александровна Абакумова (Сухова) *26.09.1915+25.01.2007.

«… Биография моей мамы — это биография поколения, воспитанного советской властью…

В 1930 году после окончания Покровской школы мама поступила в Свердловский педагогический техникум, который окончила в 1933 году, а потом работа в Краснополянском РК ВЛКСМ, где заведовала отделом пионерского движения. После окончания Свердловского государственного учительского института (1953 г.) и Свердловского государственного педагогического института (1962 г.) мама работала учителем русского языка и литературы и завучем в Покровской, Бурсунской, Буланашской школах.

С 1946 года она работала школьным инспектором, с 1959 года — заведующей РайОНО при Егоршинском райисполкоме, завучем и преподавателем русского языка в школе №2.

В 1970 году вышла на заслуженный отдых. Член КПСС с 1951 года. За время работы имеет четыре правительственные награды….

Почти всю жизнь, начиная с пионерского возраста, мама занималась общественной работой. Четыре созыва избиралась депутатом районного совета, секретарем комитета комсомола и пионерского движения при горкоме комсомола, была первым председателем Совета ветеранов учителей…»

***Петр Савельевич Абакумов, рядовой, 1906 г.р., призван 4 марта 1941 года, пропал без вести в январе 1942 года на Волховском направлении. (Артемовская книга памяти, т.1)


Публикация подготовлена на основе книги О.М. Мартыновой «И в труде, и в бою…», семейного архива Суховой Т.Ф. и электронного архива Артемовского исторического музея.

Сухова Анна Александровна учитель.
Сухова А.А.  Фото из семейного архива Суховой Т.Ф.
Абакумов Петр Савельевич,  учитель Покровской школы, погиб в 1942 году. Из архива Пономаревой Т.А.
Медаль За трудовую доблесть.
Медаль За трудовое отличие.
медаль Ветеран труда СССР.
Знак Отличник народного просвещения.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

81