Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

22.12.2023 16:51 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Абнагимова Гемалий (Галия)

Автор: Воробьёва Н.Ю.
Научный сотрудник Артемовского исторического музея

Дню энергетика посвящается

Родилась в 1923 году в Татарии.

В 1936 году умерла мама, трое детей осталось сиротами…

«…Гемалий вспоминает: «отец женился. У мачехи были свои дети, появились общие. А в 1940 году сгорел наш дом. И, когда в село приехал вербовщик, я, 17-летней, завербовалась работать на шахту.

22 августа 1940 года нас, пять девушек из нашего села, привезли в г. Прокопьевск Новосибирской области. Но комиссия меня в шахту работать не допустила – молода. И пришлось мне работать на поверхности шахты на разных работах, понятно, заработка, на который я надеялась, не было, а были слезы и досада.

В марте 1941 года моя семья переехала в город Артемовский. Я стала просить расчет, чтобы уехать к ним. Только в сентябре я расчет получила, и приехала в Артемовский.

Образование мое – пять классов на татарском языке, ясно, что в перспективе всю жизнь физический труд меня ожидал. Отец повел меня на Егоршинскую ГРЭС, на топливоподачу, где работал сам. Определили мне место работы – разгрузка вагонов с каменным углем. Приходили вагоны по 25 тонн, по 60 тонн. Ставили на вагоны по два человека. Если уголь с шахты «Бурсунка», то выкидывали лопатами. А если уголь экибастузский (там шахты водяные, уголь мокрый, зимой он смерзался в глыбу) его долбишь ломом или киркой. Иногда никаких сил не хватало работать, а руки болели так, что лопату не могли держать, не только лом, но жаловаться некому, кроме Господа Бога. Работаешь, а слезы текут и текут.

Хлеба давали по 700 граммов. Если норму перевыполнишь, получишь еще 200 граммов по стахановскому талону. Но, чтобы норму перевыполнить, надо было много пота пролить. Только в конце войны стали давать хлеба по килограмму.

Давали спецодежду: стеганые брюки, фуфайку, варежки, зимой – суконные бурки на резиновой подошве, ноги в которых от резины все время мерзли. Осенью и весной – брезентовые ботинки на деревянной подошве. Мало того, что идешь, а стук широко раздается. Ходить в них было тяжело: ведь подошва в них не гнется.

Отца забрали в трудармию в Свердловск. Мачеха забрала детей и уехала на родину. Осталась я опять одна. Жили в бараке, в комнате нас 6 человек из трех семей; как все выдержали – уму непостижимо…».

Гемалий Абнагимова проработала на топливоподаче 40 лет.

Награждена медалями: «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», юбилейными медалями, Похвальными грамотами, благодарностями, премиями.

Общий стаж 52 года 9 месяцев.


При подготовке публикации использованы материалы из фондов Артемовского исторического музея и книги О.М. Мартыновой «И в труде, и в бою…»

Ботинки кирзовые на деревянной подошве из фондов Артемовского исторического музея

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

38