От Егоршина повытка к городу Артемовскому
Основные вехи пути…Ко Дню города Артемовского
В 17-18 веках идет активное освоение территории Урала.
В наших местах, примерно 335 лет назад, поселился первый житель –
Егор Тихонович Кожевин.
Он обосновался здесь вместе со своими братьями — на правом берегу реки Бобровки.
Было это в районе теперешней улицы Советской.
В честь Егорши – место, где он жил – стали называть Егоршин повыток.
Кожевины вели хозяйство, пахали землю, строили дома, к ним селились другие переселенцы – это уже была деревня Егоршина.
А после 1864 года, когда появилась Свято-Ильинская церковь, Егоршино стало селом.
В 1871 году при углублении колодца в усадьбе егоршинского крестьянина Василия Андреевича Скутина, жители обнаружили «черную каменистую землю», и этот год стал годом открытия «Егоршинского месторождения каменного угля».
В следующем, 1872 году началась добыча угля, его промышленная разработка.
«Угольная лихорадка», развитие промышленности привели к необходимости строительства железной дороги.
С 1913 по 1916 год было построено более 500 километров железнодорожных путей.
Станция Егоршино оказалась на пересечении важнейших транспортных артерий и стала крупной узловой станцией.
Официально, Уральская северо-восточная железная дорога была пущена в строй в январе 1917 года.
В 1918 году произошла национализация Егоршинских угольных шахт.
28 октября 1923 года случилось важное историческое событие – была пущена в строй Егоршинская электростанция, спроектированная и частично построенная Елимом Павловичем Демидовым, князем Сан-Донато,
Она включена в план ГОЭЛРО и стала первой на Урале.
Началась электрификация шахтерского поселка и всех прилегающих деревень.
04 декабря 1938 года – Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок имени Артема был преобразован в город Артемовский районного подчинения. В него вошли также и село Егоршино, Паршино, железнодорожная станция Егоршино.
Время Великой Отечественной войны стало настоящим испытанием для жителей города.
В августе 1941 года к нам прибыл Киевский завод радиоаппаратуры, он объединился с Егоршинским радиозаводом.
В декабре 1941 года был эвакуирован Скопинский Механический завод, так у нас появился Артемовский машиностроительный завод.
Оба эти предприятия выполняли важные военные заказы.
В послевоенный период предприятия города перешли на выпуск мирной продукции.
Стали создаваться и новые промышленные объекты.
«Хлебная база № 46» (в 1960 г.),
Артемовские электрические сети (АЭС, 1964г.),
Ремонтно-техническое предприятие (РТП, 1970г.),
Буланашский машиностроительный завод производственного объединения «Уралмаш» (1976г.)
Артемовский сельский строительный комбинат (АКСК, 1976г.).
Артемовская ТЭЦ
Три кита, на которых выросло наше поселение – это уголь, электроэнергия и железная дорога.
Из Егоршина повытка наше Егоршино за 300 с лишним лет превратилось в город шахтеров, энергетиков, железнодорожников и машиностроителей.
Была создана основа для его дальнейшего развития.
Ретро-фотоколлекция из фондов Музея:
При подготовке публикации использованы материалы из фондов Артемовского исторического музея.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.