Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

От Егоршина повытка к городу Артемовскому

Автор: Воробьева Наталья Юрьевна
Научный сотрудник музея

Клуб имени Артема. Фото 1950-х гг

Основные вехи пути…Ко Дню города Артемовского

В 17-18 веках идет активное освоение территории Урала.

В наших местах, примерно 335 лет назад, поселился первый житель –

Егор Тихонович Кожевин.

Он обосновался здесь вместе со своими братьями — на правом берегу реки Бобровки.

Было это в районе теперешней улицы Советской.

В честь Егорши – место, где он жил – стали называть Егоршин повыток.

Кожевины вели хозяйство, пахали землю, строили дома, к ним селились другие переселенцы – это уже была деревня Егоршина.

А после 1864 года, когда появилась Свято-Ильинская церковь, Егоршино стало селом.

В 1871 году при углублении колодца в усадьбе егоршинского крестьянина Василия Андреевича Скутина, жители обнаружили «черную каменистую землю», и этот год стал годом открытия «Егоршинского месторождения каменного угля».

В следующем, 1872 году началась добыча угля, его промышленная разработка.

«Угольная лихорадка», развитие промышленности привели к необходимости строительства железной дороги.

С 1913 по 1916 год было построено более 500 километров железнодорожных путей.

Станция Егоршино оказалась на пересечении важнейших транспортных артерий и стала крупной узловой станцией.

Официально, Уральская северо-восточная железная дорога была пущена в строй в январе 1917 года.

В 1918 году произошла национализация Егоршинских угольных шахт.

28 октября 1923 года случилось важное историческое событие – была пущена в строй Егоршинская электростанция, спроектированная и частично построенная Елимом Павловичем Демидовым, князем Сан-Донато,

Она включена в план ГОЭЛРО и стала первой на Урале.

Началась электрификация шахтерского поселка и всех прилегающих деревень.

04 декабря 1938 года – Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок имени Артема был преобразован в город Артемовский районного подчинения. В него вошли также и село Егоршино, Паршино, железнодорожная станция Егоршино.

Время Великой Отечественной войны стало настоящим испытанием для жителей города.

В августе 1941 года к нам прибыл Киевский завод радиоаппаратуры, он объединился с Егоршинским радиозаводом.

В декабре 1941 года был эвакуирован Скопинский Механический завод, так у нас появился Артемовский машиностроительный завод.

Оба эти предприятия выполняли важные военные заказы.

В послевоенный период предприятия города перешли на выпуск мирной продукции.

Стали создаваться и новые промышленные объекты.

«Хлебная база № 46» (в 1960 г.),

Артемовские электрические сети (АЭС, 1964г.),

Ремонтно-техническое предприятие (РТП, 1970г.),

Буланашский машиностроительный завод производственного объединения «Уралмаш» (1976г.)

Артемовский сельский строительный комбинат (АКСК, 1976г.).

Артемовская ТЭЦ

Три кита, на которых выросло наше поселение – это уголь, электроэнергия и железная дорога.

Из Егоршина повытка наше Егоршино за 300 с лишним лет превратилось в город шахтеров, энергетиков, железнодорожников и машиностроителей.

Была создана основа для его дальнейшего развития.

Ретро-фотоколлекция из фондов Музея:

При подготовке публикации использованы материалы из фондов Артемовского исторического музея.

Здание райкома ВКП(б). 1925г.
Улица Ленина. фото 1930-40-х гг.
ГПКиО. Открыт в 1936г..
Площадь Советов. к.1940-х гг..
Клуб имени Артема. Фото 1950-х гг.
Улица Ленина. 1950-е гг.
Здание Райисполкома. 1950-е гг..
Благоустройство улиц Почтовой и Ленина. 1950-е гг..
Детский парк зимой. 1950-е гг..
Детский парк. 1950-е гг..
Городская библиотека, г.Артемовский. 1960-е гг..
Ясли -сад им. В.И. Ленина. ул.Комсомольская. Построен в 1937г..
Кинотеатр Горняк. Открыт в мае 1941 г. фото к.1950-нач. 1960-х гг..
Памятник Артему. Открытие. ноябрь 1966г..
Школа №2. Построена в 1940 году. фото 80-х гг..
Техническое училище. Улица Банковская. 1980-е гг..
Стадион АМЗ. Построен коллективом завода в 1965г..
КПСС. фото Э.Л. Соколова 1970-80-е гг.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

315