Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Вместе выстояли! Артемовцы – участники Великой Отечественной войны

Из Артемовского района на фронт ушло более 10 тысяч жителей, около 7 тысяч не вернулось с полей сражений. Сегодня мы приводим данные только о некоторых наших земляках, людях разных культур.

Мустаев Марат Нагимович — участник Великой Отечественной войны

Мустаев Марат Нагимович — участник Великой Отечественной войны, воевал в составе УДТК.

Родился в 1918 году, в Башкирской АССР, в крестьянской семье пятнадцатым ребенком (был и шестнадцатый).

Закончив в родном селе школу-семилетку, поступил учиться в сельскохозяйственный техникум, после его окончания — направлен по специальности «зоотехник» в Пермскую область. Работал недолго, вскоре мобилизован в РККА и направлен учиться в Тюменское стрелково-минометное училище.

В июле 1941 года – отправка на фронт. Под Москву. Командир минометного взвода Марат Мустаев участвует в боях за города Клин, Солнечногорск, Калинин. В декабре 1941 года – первое ранение.

В феврале 1942 года он снова встрою, теперь как командир минометной батареи – на Юго-Западном фронте. После ранения в июле 1942 года – лечение в Пермском госпитале, после выздоровления направлен в распоряжение Уральского военного округа.

В это время на Урале шло формирование Уральского добровольческого танкового корпуса (знаменитого УДТК), в него Мустаев был зачислен в качестве командира минометной батареи. Участник первого боя за г.Козельск. До февраля 1945 года еще дважды был ранен, лечился в Самарканде, а потом – Японский фронт, был начальником разведки дивизиона 3-й гвардейской дивизии.

Мустаев Марат Нагимович за мужество и участие в Великой Отечественной войне получил высокие награды: орден Красной звезды, два ордена Отечественной войны 1-й степени, медали «За оборону Москвы», «За освобождение Киева», «За взятие Кёнигсберга».

После завершения службы в армии – вновь учеба, а потом работа – теперь уже в Артемовском районе, геологом на шахте имени Кирова.

Хилько Василий Николаевич (01.01 1922 – 2014 гг.) — участник Великой Отечественной войны.

Хилько Василий Николаевич (01.01 1922 – 2014 гг.) — участник Великой Отечественной войны.

Родился на хуторе Мамаевка Ставропольского края, по национальности -украинец. После раскулачивания семья оказалась в Сибири. Призван на фронт Великой Отечественной войны.

Хилько Василий Николаевич, капитан, прошел боевой путь от помощника командира взвода до помощника начальника штаба по разведке.

С начала 1942 года началась боевая служба в должности командира взвода противотанковых ружей (истребителей танков). В аттестационном листе указано, что В.Н. Хилько участвовал в боевых действиях с 11 мая 1942 года по 9 мая 1945 года в составе 1-го и 2-го Белорусских фронтов и 3-го Прибалтийского, служил в должности командира взвода, роты, помощником начальника штаба полка по разведке. Награждён орденами Красной Звезды, Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». После войны был награждён ещё одним орденом Великой Отечественной войны, орденом Дружбы народов, отмечен благодарностями Верховного главнокомандующего В.И. Сталина. Участвовал в крупнейших операциях Красной Армии: Орловско-Курской битве, участие в Смоленской и Брянско-Гомельской, Белорусской наступательных операциях, участие в Рижской операции. После Победы служил в составе оккупационных войск в Германии и службу закончил в феврале 1947 года, но до апреля ещё исполнял обязанности заместителя коменданта города Гере.

Цитата из книги В.Н. Хилько «Педагог-разведчик», глава «На Берлин»:

«…В этом бою я руководил группой: ротой автоматчиков и взводом разведчиков. Мы высадились от центра вправо, двумя группами — буквально под разрывами снарядов. И хотя мне такой бой был не впервой, достался он тяжело. Обреченные немцы не уступали ни шага. Бой шел в траншее гранатами, штыками, ножами, саперными лопатами, всем личным оружием. Пленных брали и сразу связывали, часто глушили, уничтожать просто жалели…».

В документах-аттестациях, наградном листе в графе про краткое описание боевого подвига или заслуг, говорится, что Василий Хилько проявлял высокие образцы храбрости и мастерства в боях… Были у него и благодарности от Верховного главнокомандующего, маршала Советского Союза товарища Сталина от 22 января 1945 года и 29 января того же года с формулировкой «За отличные боевые действия».

После демобилизации, в 1947 году поступил в Ростовский государственный университет, но по семейным обстоятельствам перевёлся в Свердловский университет, а потом в пединститут, где и продолжил учёбу после перерыва, вызванного войной. Днём учился, вечером работал в вечерних школах.

В 1952 году Василия Николаевича Хилько, ещё студента, назначили директором Красногвардейской школы (Артемовский район), где он работал по 1961 год. Всего в педагогике проработал 40 лет: директор Артемовской средней школы №56, школы №1, заведующий Отделом народного образования, имел сотни учеников, последователей, товарищей.

Педагог, учитель географии, автор книги «Развитие и совершенствование народного образования в Артемовском районе (1950-1995)», изданной в местной типографии в 1997 г.

Автор книги «Педагог-разведчик» (2007 г.), посвященной истории семьи Хилько и боевому пути автора в годы Великой Отечественной войны.

Активист Артемовской городской организации ветеранов войны и труда.

Почетный гражданин Артемовского городского округа (Свердловская область, г. Артемовский).

В.Н. Хилько. Фото сделано в Германии после завершения Великой Отечественной войны.
Наградной лист В.Н. Хилько.
Хилько В.Н. Обложка книги.

Фаттахутдинов Ильяс Исмагилович — участник Великой Отечественной войны

Фаттахутдинов Ильяс Исмагилович — участник Великой Отечественной войны.

Еще один наш земляк — Фаттахутдинов Ильяс Исмагилович, родился в 1923 году, по национальности – татарин.

В РККА призван 15 мая 1942 года, был направлен на курсы радиотелеграфистов, проучившись два месяца, был направлен на фронт – заряжающим пушки в 971-й артиллерийский полк (4-я батарея).

Из воспоминаний Фаттахутдинова И.И.

«…Когда меня представили командиру расчета пушки, тот сказал: «Айда, будем стрелять!». Подошел я к 76-мм пушечке, расчет которой был семь человек, стою, смотрю, кто, что делает. Вдруг слышу: «Пли!» И пушечка выстрелила, а, стреляя, подпрыгнула и издала такой грохот, что я от страха шлепнулся на землю, а в голове промелькнуло: «В пушку попал немецкий снаряд, и всем нам конец». Ребята, видя такую картину, залились хохотом. Видимо, так проверяют всех новичков, чтобы узнать, пришел опытный боец или «желторотый птенец». Вот таким «желторотым птенцом» я и начал воевать под Тулой.

Первое время было очень трудно. Пушки — на конной тяге. Запрягали в пушку по 6 лошадей, кормить их было нечем. Бывало, натеребим соломы с крыш колхозников – бедные лошади гнилую солому ели, но постепенно дохли и гибли в боях. Приходилось между боями искать новых лошадей. Сами шли пешком, рядом с пушкой, держась за неё.

Остановка. Готовишь место для пушки, для лошадей. Роешь окопы, а иногда и подобие блиндажей сооружали. Часто, бывало, так: только всё приготовишь, команда: «Вперёд!» — всё бросаешь, запрягаешь лошадей – и в путь. Но самым обидным было то, что первое время, хотя немцы и отступали, но были ещё очень сильны. Мы, бывало, приготовимся к бою, но успеем сделать только один-два выстрела из своей пушки, а в ответ получим 40-50 выстрелов. Так и наступали по нашей стране, теряя людей, лошадей. Легче стало, когда открылся второй фронт, и мы получили американские «Студебеккеры».

Вскоре после того, как я прибыл на фронт, наша 4-я батарея 971-го артиллерийского полка за ночь перешла на очень выгодную позицию. Только успели привести орудие в боевую готовность, на сереющем небосклоне обозначилась колонна фашистских танков, а за ней – цепи пехоты. «Батарея, к бою!» — скомандовал находившийся на ней заместитель командира полка майор Зотов. Прошли считанные секунды – и наши 76-миллиметровочки заговорили грозным языком. Я не слышал разрывов вражеских снарядов, они рвались где-то за огневой позицией. Едва успевал посылать в казенник один снаряд за другим. После 3-го выстрела танк, идущий на наши позиции, вспыхнул. Это для меня была первая фашистская машина, уничтоженная собственными руками.

С рассвета и до темна не утихал бой. За это время наша батарея уничтожила 17 танков противника. Но без потерь не обошлось и у нас. Был полностью уничтожен 2-й расчет, тяжело ранен майор Зотов. Но мы врага не пропустили. За этот бой, прежде всего, и за другие – я был награжден медалью «За отвагу».

В короткие передышки между боями я брал в руки походный баян, а бойцы, слушая музыку, отдыхали или сами пели. В одном из боев, под Смоленском, фашисты засекли наше орудие, и открыли по нему огонь, но из расчета никто не был даже ранен, только пострадал походный баян. После боя был «траур по баяну», песен никто не пел.

Вскоре друзья раздобыли трофейный аккордеон, но я наотрез отказался на нём играть, а ребятам сказал: «Я хочу играть только на родном инструменте!» И они нашли русский баян – вновь на батарее, в свободное от боев время, стало весело.

Много было трудных боев, иногда длившихся по несколько суток, но самыми трудными были бои за Кёнигсберг. Наверное, более месяца подвозились в предместья Кёнигсберга огнестрельные орудия, танки и снаряды к ним. А когда одновременно из всех орудий и танков начался обстрел, а самолёты бомбили эту крепость – нам всего было не видно, что творилось за стенами крепости, но небо высоко над городом переливалось всеми цветами радуги. Наша батарея несколько суток подряд вела сокрушительный огонь по Кёнигсбергу прямой наводкой».

За участие в этих боях подвиг артиллериста Ильяса Фаттахутдинова был отмечен орденом Красной Звезды. В Кёнигсберге и закончилась для него война. Он вернулся домой с медалями «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией».


При подготовке публикации использованы материалы из электронного архива Артемовского исторического музея, фрагмент из книги О.М. Мартыновой «И в труде, и в бою…» (2001 г.).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

422