Меню
12+

Артемовский исторический музей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Артемовского ГО

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Артемовские танкисты (по материалам Артемовского исторического музея)

Свалов Серапион Григорьевич

Свалов Серапион Григорьевич, 1919-1944 гг.

1919-1944 гг.

Старший сержант, 1919 года рождения, призван 13 сентября 1939 года, погиб 30 января 1944 года в Калининской области. с. Новосокольники, Северное кладбище.

Артемовская книга памяти, 1991 год, т. 1, стр. 166.

Глушков Петр Иванович

Глушков Петр Иванович.

Участник Великой Отечественной войны, танкист, имеет 3 ранения.

На фронт призван в 1941 году, воевал в составе 1-го Украинского фронта, дошел до Берлина, участвовал в боевых действиях по освобождению Праги.

В Артемовском районе – с 1963 года. Жил с семьей в с. Покровском, работал механиком-комбайнером.

Память об отце сохраняют его дети и внуки.

Сын – Василий Петрович Глушков передал в фонды музея Благодарственную грамоту от Командующего войсками 1-го Украинского фронта Ивана Конева.

Глушков Петр Иванович.
Глушков Петр Иванович.
Глушков Петр Иванович.
Глушков Петр Иванович, справа.

Кротов Аркадий Ильич

Кротов Аркадий Ильич.

Кротов А.И. родился в 1923 году в деревне Липино Егоршинского района Свердловской области в крестьянской семье.

Окончив 7 классов Мироновской школы, стал работать в колхозе, в тракторной бригаде, прицепщиком, учетчиком.

В феврале 1942 года был призван в Красную Армию и направлен сначала в Забайкальский учебный танковый полк, где учился на радиста-пулеметчика тяжелых танков, а затем – в Нижний Тагил для получения среднего танка, где обучение и практика проводились прямо на заводе.

Аркадий Ильич вспоминает: «В конце мая 1942 года поехали с танками на фронт. Боевое крещение получил только в августе под Ржевом, в районе Большого и Малого Кропотово.

Шли кровопролитные бои — надо было отвлечь немцев от Сталинграда. Самым трудным для меня, 18-летнего, был первый год войны. С августа по декабрь 1942 года я участвовал в более чем десяти атаках – сгорело три танка, гибли члены экипажа, а мне удавалось выжить.

Например, в одном из рейдов по тылам врага из всех участников рейда в живых осталось нас трое. Рейд сам по себе был тяжелым. А сколько друзей пришлось схоронить в пути!.. А каковым могло быть самочувствия, видя, как круг живых день ото дня, бой от боя сжимается?!

После этого рейда я попал в госпиталь города Каширы. Потом учился 4 месяца в Челябинском тяжелом полку младшего механика-водителя, где практика проходила на заводе.

В конце августа 1943 года с маршевыми ротами – на фронт. В 1943-1944 годах сгорели ещё три танка, на которых я был механиком-водителем.

Тяжелейших случаев, когда надежды выжить не оставалось, было много, но запомнилась навсегда разведка боем. В конце июля 1944 года наша 29-я танковая бригада вела бои в составе 2-го Прибалтийского фронта в Латвии. Танки шли по шоссе, так как болото и озеро мешали двигаться по проселочным дорогам. За пять-десять километров от города бригада была остановлена огнем противника.

Командир принял решение провести разведку боем, чтобы узнать, как велики тут силы врага и их расположение.

Сначала пошла тридцатьчетверка (танк «Т-34») – сгорела вместе с экипажем. Было решено послать тяжелый танк. Доверили выполнить эту задачу экипажу, где старшим механиком-водителем был лейтенант Волков, а младшим – я, сержант, Кротов.

Разведка боем – задача очень сложная. Танк «КВ-85», ведомый Волковым, получил первую «болванку» при обходе уже подбитого «Т-34». Волкова контузило. Дальше танк повел я.

Маневрируя и набрав более высокую скорость, танк приблизился к одной из пушек и смял её, но получил ещё несколько «болванок» и загорелся. Экипаж вынужден был машину покинуть, но задача была выполнена – орудия противника были обнаружены, а потом уничтожены самоходками бригады – и вся танковая бригада получила возможность двинуться дальше.

За успешное выполнение задания – разведка боем – весь экипаж был награжден, в том числе и я, орденом Красной Звезды.

Когда освободили Ригу, меня направили учиться в танковое военное училище, больше не воевал».

Аркадий Ильич Кротов закончил танковое училище, потом военно-политическую академию и аспирантуру, был кандидатом наук, доцентом бывшего Симферопольского высшего военно-политического строительного училища, доцентом Симферопольского университета. В 2000-е годы Кротов Аркадий Ильич – полковник в отставке, приезжал в город Артемовский, жил на малой Родине, активно занимался общественной работой.

За боевые заслуги в Отечественную войну А.И. Кротов награжден двумя орденами Красной звезды, орденом Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

Мельников Владимир Григорьевич.

Мельников Владимир Григорьевич.

Участник «Прохоровского сражения», водитель танка Т-34

Мельников был награжден двумя орденами Красной звезды, орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией»

Владимир Григорьевич оставил такие воспоминания о боях:

«Я прошел с боями от Сталинграда до Плоешти. Принимал участие в освобождении Румынии, Венгрии, Чехословакии, Австрии.

Закончил войну на германо-чехословацкой границе, участвовал во многих десятках боев, но бои под Прохоровкой 11-12 июля 1943 года были самыми трудными.

Немцы пустили на нас новые таки «Тигры», и нам пришлось с ними упорно драться.

В этой битве артиллерийскую пушку, которая выводила из строя один за другим наши танки, было поручено подбить экипажу моего танка.

Мы с этой задачей успешно справились: фашистская пушка и весь боевой расчет были уничтожены.

За успешное выполнение этой задачи весь экипаж моего танка был представлен к наградам. Я получил орден Красной звезды».

Хабаров Павел Дмитриевич

Хабаров Павел Дмитриевич.

В 1941 году, когда началась Отечественная война, Павел Хабаров окончил девять классов.

Но уже в сентябре юноши выпускного класса школы № 56 написали коллективное заявление в ГК ВЛКСМ с просьбой дать им путевку на фронт.

В один из октябрьских дней 1941 года школа проводила добровольцев на вокзал.

Единственный сын машиниста Дмитрия Федоровича и Анфисы Павловны Хабаровых отправился защищать Родину. Два месяца учебы в Свердловском училище связи, четыре- в Саратовском танковом училище – и танкист-водитель готов.

Начал войну Павел Хабаров под Москвой. Успешно воевал, но однажды в его танк попал снаряд – танк загорелся. Вместе с командиром еле выбрался из горящего танка. Тело, руки и лицо были обожжены, обгорели ресницы, веки и брови. Московский госпиталь ему восстановил здоровье и — и опять на фронт. Теперь тяжелое положение сложилось на курском направлении. Туда и был направлен Павел Хабаров, где участвовал в Курской битве, в знаменитом «Прохоровском побоище».

Павел Дмитриевич вспоминал: «Мне довелось принять участие в крупнейшем танковом сражении под Прохоровкой в качестве механика-водителя танка «Т-34» отдельного танкового полка резерва Главного командования.

Утром 12 июля 1943 года началось грандиозное танковое сражение. Когда боевые порядки перемешались, наши «Т-34», используя свою маневренность и скорость, наносили менее маневренным «Тиграм» и «Пантерам» ощутимый урон. Земля дрожала от гусениц танков, в воздухе стоял гул моторов, грохот орудий, огонь и дым горящих танков противника и наших, запах раскаленного железа и газов – и это при том, что стояла невыносимая жара, страшно хотелось пить, но воды не было — и так весь день до позднего вечера.

14-15 июля немцы отошли на свои исходные рубежи, а наш полк перебросили под Орел, ко 2-й танковой армии, — надо было и здесь немцам дать урок».

Под Орлом судьба в Павлу Дмитриевичу не была благосклонной.

6 августа 1943 года во время ожесточенного боя его танк был подбит. Стрелок был убит сразу, командир получил ранения в грудь, а Павел был ранен в обе ноги. Он нашел в себе силы выбраться из танка, вытащить командира, но тот вскоре умер. Неподалеку было болотце, Павел пополз к нему. В этом болотце он просидел сутки, а бой продолжался. Когда эта территория была освобождена от врага, стали убирать убитых и раненых, подобрали и Павла Дмитриевича и в бессознательно состоянии доставили сначала в полевой госпиталь. В его ногах оказалось 18 осколков. Осколки, что находились близко к поверхности ног, были вынуты, а те, что глубоко, в костях, так и остались. Их вынимать врачи отказались, предлагали ампутацию, но Павел Дмитриевич наотрез отказался. Так в 20 лет он стал инвалидом.

Высокий, красивый, умный, интеллигентный человек, в юности – спортсмен, отменный футболист, всю оставшуюся жизнь лечил свои ноги, туго бинтовал, чтобы ходить, пользовался тростью, а иногда костылями, но никогда никому не жаловался на свою судьбу.

Обо всех его муках знала только жена Юлия Георгиевна Хабарова, врач по профессии, помогала ему, как могла. Какую же надо было иметь силу воли, чтобы не показать людям, как ему плохо, трудно!

Через несколько месяцев после возвращения домой Павел Дмитриевич пришел на Егоршинский радиозавод и всю жизнь там успешно проработал на высоких должностях. Создал прекрасную семью, воспитал хороших детей, но радость жизни омрачала болезнь ног.

За боевые заслуги перед Родиной Павел Дмитриевич Хабаров награжден двумя орденами Отечественной войны, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

А за трудовую доблесть – медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина и «Ветеран труда».

Хабаров П.Д. Германия, 1945 год.
Хабаров П.Д. Германия, 1945 год. Оборотная сторона фото.
Хабаров П.Д. Свидетельство о болезни.
Хабаров П.Д. Воспоминания.

Видео «Сражение под Прохоровкой, 12 июля 1943 года»


Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

215