Иван Коржавин - участник взятия Кёнигсберга
9 апреля 1945 года – Памятная дата военной истории России — взятие крепости Кёнигсберг (1945 год).
Иван Лаверович Коржавин — отец Почетного гражданина Артемовского городского округа Павла Ивановича Коржавина.
Родом он из д. Коржавиной Слободо -Туринского района Свердловской области (26.11.1926г.)
Гражданская специальность – тракторист 1-го класса.
Присягу принял 1 декабря 1943 года.
Старший сержант. Воевал в рядах РККА (20.11.1944 -17.02.1945) в составе 48-й стрелковой дивизии, командир отделения.
Был тяжело ранен 17 февраля 1945 года: слепое осколочное ранение (пр.1/2 грудной клетки), проникающее в брюшную полость с повреждением печени и последующим удалением правой почки («Справка о ранении в бою за Советскую Родину», эвакогоспиталь № 1538).
Награды: Медаль «За взятие Кёнигсберга», «За Победу над Германией в 1941-45 гг.», орден «Слава 3-й степени».
После выздоровления и возвращения в родные места, Иван Лаверович был направлен на работу в с. Храмцово. Там он создал семью, работал в местном колхозе, отдавая все силы и здоровье сельскому хозяйству.
Вот некоторые фрагменты из местной газеты «Коммунар» (статья «На земле и за землю» Н. Чупина, 02 июля 1992 года), посвященной жизненному пути нашего героя:
«...Ивану Лаверовичу довелось не только работать на земле, но и защищать ее с оружием в руках против тех, кто на неё посягнул.
Да, он участник Великой Отечественной, чем никогда не хвалился, о чем редко с кем говорил. …
Родился он в конце ноября 1926-го года. Месяца с небольшим не хватило, чтобы попасть в число призывников на фронт. Взяли в армию в октябре 1943-го, то есть в шестнадцать лет.
Проучился полгода в школе сержантов. Нет, на фронт рано — еще на четыре месяца оставили. И всё же в свой первый бой он пошёл семнадцатилетним. Воевал в Восточной Пруссии командиром пулеметного взвода.
Успел всякого повидать, но судьба к нему все же была благосклонной. Месяц за месяцем проходил, а ни одной царапины не получил.
Между тем немцы так запросто ни одного хутора не оставляли — своя же земля. Вставали на пути и города. Тут бои зачастую очень жестокие шли.
За один из них получил Иван Лаверович орден Славы — самую желанную и дорогую солдатскую награду. Чем же отличился наш земляк?
— Да ничем особенно. — улыбается Иван Лаверович. Мы своими пулеметами отряд немецкий так зажали, что ему пришлось сдаться.
Действительно, ничего особенного взять в плен несколько десятков врагов… Нет, просто так награды не давались.
Дошел Иван Лаверович до Кёнигсберга. Бои гремели уже на улицах, но эта крепость оказалась очень крепким орешком. Много наших солдат полегло под ее мощными стенами, а Ивану Лаверовичу долго везло, но не до конца. Стояли они на улице, далеко от передней линии. Казалось, ничто не предвещало беды.
И тут посередине собравшихся отдохнуть солдат разорвался снаряд. Десяток, а то и больше человек пропало ни за что, ни про что. Иван Лаверович остался жив, хотя три осколка пронзили тело...
Дважды его оперировали… Несколько месяцев лежал в госпиталях. В начале в Вильнюсе, потом в Каунасе, а последнее время — в Вологде, где и услышал радостное сообщение об окончании войны.
День Победы для меня самый дорогой праздник — говорит Иван Лаверович. — Пусть все в стране меняется. Пусть новые поколения придут нам на смену, а этот день не забудется. Так, должно быть, так, верю будет...»
При подготовке публикации использованы материалы из электронного архива Артемовского исторического музея.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.